Информация в этой теме, выложенная от ника Перо, была собрана игроками первых двух сезонов игры на форуме http://francexvii.borda.ru/.
Изначальное авторство постов можно посмотреть здесь
О евреях и иудеях
Сообщений 1 страница 11 из 11
Поделиться12015-12-12 18:48:55
Поделиться22015-12-12 18:50:02
Евреи были изгнаны из Франции в первый раз в 1306 году и более-менее окончательно в 1394 году. Когда Прованс был присоединен к Франции в 1481-м году, в 1498 году Людовик XII издал закон, изгоняющий евреев из Прованса, который был возобновлен в 1500-м и в 1501-м годах и приведен в исполнение. 23 апреля 1615 года был принят очередной закон, запрещающий христианам предоставлять евреям жилье или общаться с ними под угрозой смертной казни с конфискацией имущества.
Поделиться32015-12-12 18:51:02
ЕВРЕИ НА ТЕРРИТОРИИ ФРАНЦИИ В 16–18 вв.
О "новых христианах" из Португалии и Испании, к коим, насколько можно судить по анкете, принадлежал дед, или скорее - прадед господина Портоса Исаак, написано там же. Испанский марран вполне мог сбежать в пограничный с Наваррой Беарн.
Еще одной группой еврейского населения Франции были марраны, которые в 1550–1750 гг. приезжали из Испании и Португалии в Южную Францию. Марраны жили в Сан-Жан де Люз, Торбе, Марселе, Монпелье, но в основном в Бордо и Байонне. Всего во Францию приехало около 200 семей марранов, которых власти официально называли «португальскими купцами». Французские короли Генрих II (1547–59), Генрих III (1574–89) и Генрих IV (1589–1610) предоставили беженцам так называемые письма о натурализации (такие письма выдавались многим иностранцам-христианам, жившим во Франции, они фактически уравнивали натурализованных с местными жителями). «Португальские купцы» внешне соблюдали христианские обряды, но втайне сохраняли верность иудаизму. В 16–17 вв. «португальские купцы» крестили новорожденных, заключали браки в церквях, хоронили покойников на христианских кладбищах; только с 1686 г. они перестали устраивать христианские свадебные церемонии, а с 1710 г. — крестить младенцев.
Поделиться42015-12-12 18:52:20
Из Еврейской Энциклопедии выяснились интересные вещи (спасибо jude с Дюмасферы за наводку). Оказывается, Кончини причисляли к иудействующим:
Евреи в П. от XIV до XVIII в. После изгнания в 1394 г. отдельные евреи случайно и изредка посещали П. В царствование Людовика XI (1461—83) несколько евреев получили разрешение короля поселиться в П. под условием заручиться свидетельством от полиции, которое должно было возобновляться каждые 2 или 3 месяца. Около 1500 г. встречается упоминание о пребывании в П. «новохристианского» семейства Говеи, родом из Португалии. Франциск I (1515—1547) пригласил из Константинополя еврея-врача; он же основал кафедру еврейской науки в Collège de France (1538). Интересен процесс, возбужденный против Кончини (маршала д’Анкр), первого министра Людовика XIII, и его жены Леоноры Галагаи, обвиненных в принадлежности к еврейству. Они будто привезли с собой в П. из Голландии нескольких евреев; кроме тайного исповедования иудейства, они были обвинены в «исполнении еврейского обряда — принесения в жертву петуха по случаю праздника Всепрощения», в пользовании каббалой и другими еврейскими книгами. В их доме были найдены экземпляры махзора, книга, озаглавленная «Хеймук» (Хиннух), амулет, филактерии и проч. («Recueil des charges du procès fait à la Mémoire de Concini», 1617). По-видимому, этот процесс был возбужден против Кончини благодаря интригам его врагов. В 1611 г. королева Мария Медичи пригласила к себе врача Илию Монтальто, согласившегося приехать лишь под условием, что ему и его семье будет гарантирована полная свобода в исполнении обрядов своей религии; Монтальто пользовался высокой репутацией при дворе (см.). Благодаря Монтальто и Кончини евреи жили несколько лет спокойно в П. Со вступлением во власть Людовика XIII (1610—43) положение их ухудшилось. В 1615 г. 23 апреля они были изгнаны. Некто Жан Фонтанье, поочередно кальвинист, монах, адвокат, королевский секретарь, и, наконец, еврей, прилагал все усилия к возвращению евреев во Францию; он был сожжен на площади La Grève.
Это изгнание евреев из Франции касалось в основном Парижа, но не Меца (это Лотарингия, оттуда более ранними французскими декретами не изгоняли) или Бордо (где также жили "новые христиане).
Жан Фонтанье был сожжен в 1621 году. Почитать про него (тоже по-французски) можно здесь
Об Илии Монтальто (Эли де Монтальто, также известным под именем Фелипе Родригес Монтальто, 1567-1616)), итальянском враче из португальских марранов, можно почитать по-английски или по-португальски
Отредактировано Перо (2015-12-12 18:53:03)
Поделиться52015-12-12 18:55:33
Буквально пара штрихов в подтверждение сказанному выше по поводу Меца и Бордо. Источник Esther_Benbassa «Histoire des Juifs de France».
Биографическая справка об авторе здесь
Существует русскоязычное издание книги, которого у меня в наличии нет, поэтому вынуждена ссылаться на англоязычное издание Esther_Benbassa «The Jews of France: A History from Antiquity to the Present» | Эстер Бенбасса «История евреев Франции со времен античности до наших дней», 2000
Мец
In 1595, the twenty Jewish households then existing in Metz officially constituted themselves as a communal body. Their number continued to grow. In 1637, the community numbered eighty-five households, totalling perhaps 351 persons out of a population of 15,023, and this despite eight successive ordinances, promulgated between 1600 and 1630, that pretended to limit the admission of new residents but actually sanctioned their increase. Henri IV, Louis XIII, and Louis XIV, during their respective visits to the city in 1603, 1632, and 1657, confirmed the privileges of the Jews by letters patent. In 1717, the city was home to 480 Jewish households, roughly 1,900 persons out of a total urban population of 26,516
В 1595 году двадцать проживавших в Меце еврейских семейств официально объявили себя общиной.Их число продолжало расти. В 1637 году община насчитывала 85 семейств с общим количеством примерно в 351 человек при том что население города составляло 15,023 жителей. И все это вопреки восьми ордонансам, вступившим в силу между 1600 и 1630 годами, которые ставили своей целью ограничить число новых резидентов, но на самом деле способствовали его росту. Генрих IV, Людовик XIII и Людовик XIV во время своих визитов соответственно в 1603, 1632 и 1657 годах подтвердили привилегии, предоставленные евреям с помощью жалованных грамот (или актов пожалования прав). В 1717 году Метц стал родным домом для 480 еврейских семейств общим числом около 1900 человек из 26,516 жителей города.
«Новые христиане» Бордо
At the beginning of the seventeenth century, a few gestures were made in the direction of expulsion. On 23 April 1615, Louis XIII demanded that all Jews, disguised or not, leave France the following month. It is clear that the Jewishness of these New Christians was a mystery to no one. The parliament of Bordeaux blocked application of this measure, going against even the wishes of the city's merchants. The same year, in order to better protect them, the New Christians were authorized to inhabit Bordeaux in exchange for payment of a fee. Two hundred sixty persons took advantage of the privilege of acquiring naturalized status, which gave them the right to open retail stores.
«В начале семнадцатого столетия были предприняты действия по изгнанию [новых христиан]. 23 апреля 1615 года Людовик XIII потребовал, чтобы все евреи, тайные или явные, покинули Францию в следующем же месяце. Совершенно ясно, что еврейское происхождение «новых христиан» ни для кого не было тайной. Парламент Бордо воспрепятствовал практическому применению этой меры, пойдя наперекор желанию городских торговцев. В том же году «новые христиане» получили официальное разрешение проживать в Бордо в обмен на уплату некоторой денежной суммы. Двести шестьдесят человек воспользовались данной привилегией и были натурализованы, получив, таким образом, право открывать торговые лавки.»
Поделиться62015-12-12 18:56:20
Во Франции (где поселение купцов из Португалии было разрешено Генрихом IV в конце 16 в.) марраны формально считались католиками до 1730 г., когда их официально признали евреями; но и ранее власти не вмешивались в их религиозную жизнь. Наиболее значительные общины марранов были в Бордо и Байонне, меньшие — в Ла-Рошели, Нанте, Руане, Сен-Жан-де-Люзе, Биаррице, Ла-Бастиде и других городах. здесь
Поделиться72019-01-11 16:05:18
Отредактировано Rotondis (2023-11-18 16:29:51)
Поделиться82019-06-19 12:01:25
В "наше" время повседневный костюм европейских евреев уже ничем не отличается от костюма зажиточного горожанина-христианина. Евреи одеваются по моде той страны, где живут. Субботнее платье сохраняет архаические черты - это черный плащ со складками и берет или круглая черная фетровая или шерстяная шляпа. Такой субботняя одежда сохранится до конца XVIII в.
Рембрандт "Портрет пары в образе Исаака и Ревекки", ок. 1662-1666 гг. (больше известен как "Еврейская невеста")
У "Ревекки" на указательном пальце правой руки - обручальное кольцо.
Правда, точно неизвестно, кто позировал художнику: еврейская пара или христиане. Впрочем, Рембрандт нередко приглашал в качестве моделей своих друзей-евреев.
Рембрандт "Портрет молодого еврея" (1648 г.)
На голове у молодого человека - кипа или ярмолка, традиционный головной убор, который надевают, когда снимают шляпу. Евреи не ходят с непокрытой головой даже дома.
Рембрандт "Портрет старика-еврея" (1654 г.)
Однако во всех папских владениях, включая Авиньон, евреям предписывается носить отличительный знак - головной убор желтого цвета. У мужчины это шляпа, как я понимаю, отличающаяся от шляпы христианина уже только цветом, а у женщины - платок. Носить отличительный знак полагалось даже в гетто. Эту традицию переняла вся Италия, за исключением Ливорно. В Венеции цвет головного убора был красным.
В папских владениях власти имеют законное право изымать детей из еврейских семей, чтобы крестить их. Кроме того, любой горожанин мог безнаказанно похитить еврейского ребенка, чтобы крестить его. Такие дети помещались в приюты для обращенных, содержащиеся на деньги, взымаемые у еврейской общины, и после крещения уже не могли вернуться к иудаизму. Похищение еврейских детей в Италии приняло огромные масштабы. В Авиньоне эта практика тоже существовала.
Также евреям предписывалось по субботам посещать христианские проповеди.
Источники:
Еврейская энциклопедия
Еврейская энциклопедия
Еврейская энциклопедия
Encyclopaedia Judaica
Отредактировано Rotondis (2019-06-19 12:50:05)
Поделиться92020-02-27 13:48:51
Несколько фактов об "испано-португальской колонии" в Руане
Факт первый и, наверное, самый интересный: до 1633 г. в Руане постоянно проживали, по меньшей мере, две семьи иудеев (некрещеных), выходцев из Амстердама: да Ахес и да Акоста (sic!), а также слуга Ахесов - Эммануэль Валансен. Давид Ахес когда-то был католиком, но в Амстердаме вступил в еврейскую общину, а его жена и дети, как и семья да Акоста и Валансен, родились иудеями. До 1633 г. никаким притеснениям они не подвергались, хотя официально евреи из Франции были изгнаны.
Факт второй: в городе часто останавливались приезжие из Венеции и Амстердама, среди которых тоже были иудеи.
Третий: Большинство "португальцев" Руана не могли подтвердить, что они вообще когда-либо были крещены.
Четвертый: в начале XVII в. на руанских "португальцев" посыпались обвинения в тайном исповедании иудаизма, однако корона была благосклонна к марранам, благодаря заступничеству Элии Монтальто. Руан привлекал беглецов, их "колония" все росла - и с марта 1618 г. жители Руана регулярно жаловались королю на засилье чужеземцев, монополизировавших международную торговлю и посягнувших на права местных купцов.
Пятый: в францисканской церкви Св. Этьена была так называемая Испанская часовня - известно, что в начале XVII в. более половины ее прихожан были конверсос. В Руане сложилась целая община иудействующих, центром которой стала семья Пинто Дельгадо. Они проводили такие обряды, как обрезание, учили иврит и праздновали еврейские праздники, почти не скрывая этого от соседей.
Шестой: отец и сын - Гонсалу и Жуан (Моше) Пинто Дельгадо были выдающимися поэтами своего времени, Жуан даже посвятил кардиналу де Ришелье стихотворное переложение библейских книг Есфири, Руфи и Плача Иеремии. Как полагает Сесиль Рот, судя по дальнейшим событиям, этот подарок был принят благосклонно, а сам Жуан с 1627 г. оказался в окружении кардинала.
Седьмой: община марранов мирно существовала до 1632 г., пока не разразился религиозный скандал. В Руане жили и старые христиане-испанцы. В 1632 г. некто Диего Оливера - глава большой семьи - пожелал получить письмо о натурализации, которое дало бы всей его семье равные права с купцами-французами. Для получения письма ему необходимо было подтвердить, что он добрый католик. Оливера, не задумываясь, обратился к Диего Сиснеросу - бедному священнику, жившему на пожертвования своих соотечественников и известному своей нетерпимостью к евреям. Но Сиснерос отказался помочь Оливере и объявил его вероотступником. Купец возмутился и потребовал публичных извинений. Священник отказался взять свои слова обратно и повторил обвинения против Оливеры на церковном суде. Ни угрозы, ни подкуп не помогли. Тогда Оливера, в свою очередь, обвинил Сиснероса в предательстве Франции, шпионаже в пользу испанской короны и сотрудничестве с инквизицией. Дело приняло серьезный оборот, и им заинтересовался руанский парламент, также настроенный против "португальцев". А потом и королевский суд.
В январе 1633 г. Сиснерос попросил разрешения вновь предстать перед судом, заявив, что готов подтвердить свои показания против Оливеры, и у него есть свидетели. Около дюжины свидетелей не только подтвердили слова Сиснероса, но и назвали суду 36 фамилий тайных иудеев. В целом, было обвинено около 100 человек. Некоторым из них удалось бежать. Жуан Пинто Дельгадо с женой уехал в Париж, а уже оттуда - в Антверпен. В доме Дельгадо в Руане был найден свиток Пятикнижия на иврите. Все их руанское имущество было конфисковано. Однако на заседании в Форже в конце июня 1633 г. суд оправдал всех обвиняемых, постановил вернуть им собственность и запретил как либо досаждать им. На деньги - 250 тысяч ливров, которые португальская община пожертвовала Церкви в доказательство своей искренней веры, было решено построить дом призрения, как отмечал кардинал Ришелье. Мало-помалу беглецы стали возвращаться домой.
Если руанские марраны отделались малой кровью, то семьям иудеев повезло меньше: их вынудили креститься. Что касается Жуана Пинто Дельгадо, то он с женой предпочел остаться в Антверпене, где смог открыто исповедовать иудаизм и продолжил свою литературную деятельность.
Источник - Марраны Руана (по статьям и книгам Сесиль Рот и Люсьена Вольфа).
Отредактировано Луис де Толедо (2020-02-28 09:29:39)
Поделиться102024-11-02 16:10:52
В продолжение темы, начатой здесь и здесь
В Париже "нашего" времени существовала гильдия уличных торговцев чем попало, особенно - старыми вещами, которую современники наших персонажей звали "евреями" ("иудеями") и "синагогой", не просто в качестве ругательства, а вполне серьезно определяя их как "нацию" по аналогии с другими "нациями", населявшими Париж. Эта гильдия была способна на криминал, по мнению французов, в частности, подозревалась в контрабанде. В 1604 г. они даже стали героями "Балета евреев-старьевщиков", при том, что официально иудеями в столице была только семья Элии Монтальто, приехавшая в 1611 г. Также о евреях-старьевщиках говорили в контексте нападок на Кончини. В 1635 г. анонимный автор, предположительно, Шарль Сорель, пишет, что, как минимум, часть старьевщиков - португальские новые христиане. Потом упоминания о них фиксируются во время Фронды (как минимум, в 1652 г. они занимали улицу Турнель). Все это довольно сильно перекликается с описанием евреев в пьесе "Les Juifs dupes".
В то же время эта гильдия не была чисто литературным изобретением, а существовала в реальности. Как ее оценивать? Французские исследователи XIX в. понимали эти сведения буквально, считая эту гильдию еврейской. Рассматривались они так же как конверсос, потомки евреев. Поскольку евреи и выкресты нет-нет, да и появлялись в Париже. На 1633 г. у "нас" около 10 иудействующих семей. Почему бы не быть еще какому-то количеству полумаргинальных тайных иудеев?
С другой стороны, Еврейская виртуальная библиотека отрицает еврейское происхождение этой группы, поскольку, кроме мнения самих парижан, никаких других свидетельств этого нет. В 1615 г. евреев изгнали - значит, их нет. Но опять же, кто может утверждать, что среди этих старьевщиков не было ни одного еврея, добравшегося из Авиньона или Меца и ни одного конверсо?
Уже во второй половине столетия в Париже были кровавые наветы (обвинения евреев в ритуальных убийствах), которые, к счастью, не затронули никого из "приличных" иудеев и конверсос более или менее официально живущих в столице. Но, получается, в целом была вера в некое еврейское присутствие.
В итоге: у "нас" есть полумаргинальная гильдия торговцев старьем, которых "мы" считаем иудеями.
И о совершенно реальных евреях Ниццы и владений графов де Бёй. В 16-17 вв. им жилось намного лучше, чем их соплеменникам в Папской области. Их запрещалось обращать в христианство против воли, им позволялось торговать, заниматься ростовщичеством и, что примечательно, свободно заниматься медицинской практикой. Это привлекало в Ниццу евреев из Италии и Нидерландов. Нет свидетельств, чтобы сама Савойя была настолько расположена к евреям: после средневековых гонений их присутствие в "наше" время фиксируется только в Шамбери. Так что, возможно, это Гримальди были такими филосемитами.
https://www.jewishvirtuallibrary.org/savoy
https://www.jewishvirtuallibrary.org/nice
https://books.google.ru/books?id=cOBnAA … AXoECAQQAw
https://books.google.ru/books?id=RV_pEAAAQBAJ&pg=PA273&dq=fripiers juifs paris 1604&hl=ru&newbks=1&newbks_redir=0&source=gb_mobile_search&sa=X&ved=2ahUKEwidk82t3L2JAxWPGBAIHS25MjYQ6AF6BAgNEAM#v=onepage&q=fripiers juifs paris 1604&f=false
https://www.jewishvirtuallibrary.org/paris#louis
Отредактировано Rotondis (2024-11-03 13:20:27)
Поделиться112024-11-04 14:06:35
Об иудеях-нелегалах
Видишь суслика? Вот и я не вижу. А он есть. (с)
Чем больше читаю исторические материалы - тем больше положение дел в XVII в. напоминает мне цитату, вынесенную в эпиграф. Теоретически, иудеев во Франции как бы нет, но они как бы есть. Если кратко: шанс встретить иудея на Севере и в Центре страны стремится к нулю (Париж, Руан и Мец пока оставим в стороне). То есть, герои, родившиеся в Берри, в Турени, на Луаре, в Бургундии, в Пикардии, в Шамани, в Пуату и так далее - евреев, скорее всего, никогда не видели и знают о них лишь из Священного Писания, житий святых да из страшных сказок и баек. Исключение - Бретань. Там есть иудейское захоронение, датирующееся второй половиной аж XVI в., но в "наше" время там живут, вроде как, только марраны, и их много. Ай, у г-на Портоса в Бретани тетушка, по его словам. Ай, может г-н Клугер, все-таки, не ошибался, говоря о происхождении мушкетера? Шучу.
Чем ближе мы к югу, тем выше шанс увидеть настоящего, всамделишного иудея. В XVII в. еврейское (иудейское) присутствие фиксируется в городах:
Арль - до определенной степени, поскольку легально они там находиться не могут, только проезжать через город, но некоторые свидетельства постоянного присутствия есть;
Лион: периодически приезжают и выезжают с XVI в., за XVII образуют крошечную общину, состоящую из авиньонцев, эльзасцев и "португальцев";
Монпелье: авиньонцы присутствуют в городе вот уже сто лет, и указ об изгнании от 1615 г. им нисколько не помешал. Не помешают и более поздние. Занимаются торговлей;
Ним: примерно та же ситуация, что и в Монпелье, торговцы из Папской области нелегально селятся в городе (в небольшом количестве), попытки властей их изгнать - безрезультатны (а, может, властям и не очень хочется их прогонять);
Оранж: это пока не Франция, но указы об изгнании и там следуют один за другим в первой половине XVII в. Судя по всему, евреи то покидают город, то возвращаются в него, а то и просто продолжают находиться там, невзирая на эдикты.
Как уже упоминалось выше, есть еврейское (иудейское) присутствие в Руане (нелегально, но до 1632 г. общину не трогают), в Лотарингии, которая пока не часть Франции, во французском Меце (процветающая община немецкоязычных евреев, находящаяся под защитой королей), в Шамбери и в савойской Ницце (тоже процветающая община, говорит на местном диалекте).
Интересное замечание уже про "португальцев" в Монпелье: они официально не католики, а протестанты (что ж, г-н Клугер не так уж ошибался, предположив, что среди южан-гугенотов хватало этнических евреев).
И еще интересное замечание: одна из распространенных профессий выходцев из Папской области - именно бродячие старьевщики. Поэтому, на мой взгляд, мнение парижан о том, что гильдия старьевщиков - иудеи, имело под собой некоторые основания. В этом случае беглец из Авиньона вполне мог бы найти в Париже приют у соплеменников.
Где "открытых" иудеев в "наше" время нет и где бывают герои Дюма:
Лилль (испанские владения)
Руссильон (испанские владения)
Тарб (но там есть "португальцы" и теоретически могут приезжать поторговать отдельные авиньонцы)
Берри, Блуа, Орлеан и Пикардия (Центр и Север)
По материалам Еврейской виртуальной библиотеки
Отредактировано Rotondis (2024-11-05 07:12:29)