Французский роман плаща и шпаги зарисовки на полях Дюма

Французский роман плаща и шпаги

Объявление

В середине января Французскому роману плаща и шпаги исполнилось 17 лет. Почитать воспоминания, связанные с нашим пятнадцатилетием, можно тут.

Продолжается четвертый сезон игры. Список желанных персонажей по-прежнему актуален, а о неканонах лучше спросить в гостевой.

Текущие игровые эпизоды:
Посланец или: Туда и обратно. Январь 1629 г., окрестности Женольяка: Пробирающийся в поместье Бондюранов отряд католиков попадает в плен.
Как брак с браком. Конец марта 1629 года: Мадлен Буше добирается до дома своего жениха, но так ли он рад ее видеть?
Обменяли хулигана. Осень 1622 года: Алехандро де Кабрера и Диего де Альба устраивают побег Адриану де Оньяте.

Текущие игровые эпизоды:
Приключения находятся сами. 17 сентября 1629 года: Эмили, не выходя из дома, помогает герцогине де Ларошфуко найти украденного сына.
Прошедшее и не произошедшее. Октябрь 1624 года, дорога на Ножан: Доминик Шере решает использовать своего друга, чтобы получить вести о своей семье.
Минуты тайного свиданья. Февраль 1619 года: Оказавшись в ловушке вместе с фаворитом папского легата, епископ Люсонский и Луи де Лавалетт ищут пути выбраться из нее и взобраться повыше.

Текущие игровые эпизоды:
Не ходите, дети, в Африку гулять. Июль 1616 года: Андре Мартен и Доминик Шере оказываются в плену.
Autre n'auray. Отхождение от плана не приветствуется. Май 1436 года: Потерпев унизительное поражение, г- н де Мильво придумывает новый план, осуществлять который предстоит его дочери.
У нас нет права на любовь. 10 марта 1629 года: Королева Анна утешает Месье после провала его плана.
Говорить легко удивительно тяжело. Конец октября 1629: Улаф и Кристина рассказывают г-же Оксеншерна о похищении ее дочери.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Французский роман плаща и шпаги » От переводчика » О цыганах, во Франции и в Испании


О цыганах, во Франции и в Испании

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

Небольшой исторический штрих по материалам сайтов patrin.com, britannica.com и книги Ангуса Фрэйзера «Цыгане».

1300 год – переселение цыган в Европу.
1418 год - рома в Кольмаре, Франция.
1427 год - сотни цыган прибыли к воротам Парижа. Меньше, чем через месяц, городские власти отсылают их в городок Понтуаз.
1504 год - король Людовик XII запрещает цыганам жить во Франции. Наказание – изгнание.
1510 год - Французские Генеральные Штаты запрещают цыганам оставаться во Франции. Наказание – изгнание. Второе нарушение – повешение.
1539 год - Франциск I запрещает цыганам селиться во Франции. Наказание – изгнание. Второе нарушение влечет за собой телесное наказание.
1606 год - Генрих IV Французский запрещает цыганам собираться в группы более 3-4-х человек одновременно. Цыгане подлежат наказанию как «бродяги и злоумышленники».

0

2

С благодарностью jude с Дюмании: Николай Бессонов и Надежда Деметер: История цыган

Единственным смягчающим фактором оказалась для цыган непоследовательность конкретных исполнителей закона. По тем или иным причинам они не желали или не успевали устраивать массовые облавы, ограничиваясь казнью отдельных попавших под арест цыган. Видя неэффективность прежних указов, верховная власть издавала новые, которые, также, исполнялись без особого рвения Посмотрим с этой точки зрения на Францию - перед нами предстанет длинная череда дат: 1504, 1510, 1522, 1534, 1539, 1561, 1606, 1647, 1660, и 1666 годы. Ясно, что если бы был выполнен хотя бы один из перечисленных законов, нужда в последующих просто отпала бы. Именно этим «вялотекущим террором» можно объяснить то, что цыгане всё же сумели выжить, так и не покинув Западную Европу. После принятия очередного указа цыгане прятались в лесах или перекочёвывали на время в другую страну, надеясь там переждать опасные времена.

0

3

Венгры - осёдлые цыгане страны Басков, Гаскони и Наварры.

На Юге Франции и на Севере Испании живет этническая группа цыган - эрроминчела. Это название позднее. В XVII в. их называли богемцами или египтянами, как и прочих цыган, или венграми. Последнее название не случайно - эрроминчела, действительно, пришли во Францию из Валахии (Румынии), Трансильвании и Венгрии в XV в. Вероятно, они бежали от рабства: с 1385 г. все цыгане на этих территориях попали в крепостную зависимость. До середины XIX в. там существовала классическая форма рабства, как в Новом Свете, когда невольник - это бездушная вещь, собственность, с которой хозяин может поступить, как ему заблагорассудится: продать, разлучить с семьей, убить, затравить собаками на потеху. Путешественники описывали валашских цыган, как измученных,  забитых, доведенных до животного состояния людей.

Гасконские венгры - прямые родственники этих цыган, а вот с западноевропейскими они состоят в более дальнем родстве. Эрроминчела не понимают речь испанских и французских цыган, а те - не понимают их.

Интересно, что венгры не рассеялись по Европе, подобно другим цыганским группам. В "нашу" эпоху они очень сильно отличаются от французских богемцев (западноевропейских цыган): не кочуют, не воруют, не просят подаяния и не гадают ради заработка. Живут оседло, занимаются ремеслами и торговлей. Традиционные занятия валашских цыган - кузнечное ремесло, изготовление котлов, посуды, ювелирное дело. Известно, что цыгане, поселившиеся в Сибуре, стали рыбаками и моряками. Со временем многие из них преуспели в торговле и жили на широкую ногу.

Из культурных особенностей у венгров сохранились пляски, которые в 1609 г. привели судью де Ланкра в негодование, и дрессированные медведи(!). Поэтому в базарный день где-нибудь в Даксе или в Тарбе вполне можно было увидеть цыганенка с ручным медведем - совсем, как в Валахии или позднее в России. Насколько я знаю, другие европейские цыгане не приручали медведей.

В начале XVII в. венгры-мужчины носили слишком длинные волосы, по меркам европейцев. Когда в царствование Людовика XIII в моду вошли локоны до плеч, на это, я думаю, перестали обращать внимание. Согласно парижской хронике XV в. серьги носили все цыганята - и девочки, и мальчики. Возможно, обычай прокалывать уши сыновьям сохранился и в "наши" дни. Что касается костюма, то венгры одевались, как их соседи-гасконцы и баски. У кочевых богемцев - мужчины носили уже европейское платье, а женщины - часто только сорочку, поверх которой завязывали грубое покрывало, и ходили босиком в любую погоду. Дети богемцев могли бегать нагишом иногда лет до девяти-десяти, пока не вступали в пору отрочества.

История цыган
И про эрроминчела

Отредактировано Rotondis (2018-12-18 16:23:10)

+3

4

Далеко не все французские цыгане воровали, гадали и попрошайничали. Эрроминчела, о которых уже говорилось выше, были рыбаками, моряками, ремесленниками и торговцами. Помимо этого, у цыган был еще один способ заработать на жизнь, не нарушая закон, - военная служба. Во время религиозных войн и, вероятно, также в последующую эпоху цыгане нередко становились наемниками. Как показал опыт Валахии в XV в., Швеции в XVII в. и России в XIX в., они были хорошими солдатами.

Генрих IV не брезговал брать на службу богемцев. С короля брала пример и французская аристократия. Одна такая маленькая "частная армия" была у семьи де Роган. Цыгане охраняли замок Верже в Сейш-сюр-ле-Луар. Одно из упоминаний о них относится к 90-м гг. XVI в.: в 1592 г. в замке Верже был крещен цыганский младенец, нареченный Эркюлем. Его восприемниками стали герцог де Монбазон, его брат, маркиз де Мариньи, и племянница, мадам де л'Иль.

Еще один занимательный факт: нанимаясь на службу, цыган приводил с собой весь табор. Ну, не табор, конечно, но престарелых отца и мать, да еще жену с ребятишками мог привести. Солдат, отправляясь в поход, оставлял родных дома. У кочевника-богемца дома не было. Лошадь, телега, палатка, - вот и все имущество. И семью бросить он не мог.

Путём врастания в общество оказалась служба в армии (казалось бы, совсем не характерное для цыган занятие). Один из самых стойких мифов гласит, что цыгане никогда не брали в руки оружия. Между тем, в Швеции двести-триста лет назад вербовка в армию затронула и этих пацифистов. Принимая цыгана на службу, армия невольно брала на довольствие не только его жену, но и детей. Дети ели из полкового котла, жили рядом с отцом, в воинском лагере. Несмотря на такого рода неудобства, шведская армия двести лет имела цыган в своих рядах. Они принимали участие в тридцатилетней войне во время похода в Германию. Семнадцатое и восемнадцатое столетия прошли для кочевого народа под знаком чуть ли не всеобщей воинской службы. По свидетельству современников в Швеции было трудно встретить взрослого цыгана, который не пробыл бы солдатом хоть несколько лет. Цыганам не хватало таких качеств, как отвага, стойкость, надёжность, зато у них были другие достоинства: хитрость, бдительность, ловкость, способность всё видеть, оставаясь незамеченными, наконец, практическое знание людей и стран. В ту эпоху ведение войны зависело не столько от техники, сколько от умения устраивать засады, неожиданные вылазки, и разного рода тайные операции.

Служба в армии - не только шведский феномен, и в других странах цыгане были непосредственными участниками многих военных кампаний. Причина в том, что служба давала покровительство могущественных феодалов, а это в условиях репрессивного законодательства Европы имело первостепенное значение. (с) Н. Бессонов, Н. Деметер "История цыган - новый взгляд"

Во Франции ситуация, вероятно, была схожей. Поэтому, я думаю, в доме герцога де Монбазона цыган можно встретить и среди телохранителей, и среди женской прислуги.

Источники

https://www.google.com/amp/s/feuillesdardoise.wordpress.com/2016/07/09/un-bohemien-au-chateau-seiches-sur-le-loir-1592/amp/
https://www.google.com/amp/s/cervieres. … erger/amp/
http://gypsy-life.net/history03.htm

Отредактировано Rotondis (2019-05-20 23:38:21)

+3

5

В дополнение к предыдущему посту.

Цыгане жили на землях Роганов (Сейш-сюр-ле-Луар), по крайней мере, еще в 1646 г. Сушествуют записи о крещении детей. В документах их называют "египтянами", "иноземцами из Малого Египта" (Малый Египет - область Пелопонеса), "эфиопами", "сарацинами" или "странниками". Цыгане также селились в Ла Турландри и в Жарзе. Самые распространенные фамилии цыган Луары - де Ла Тур, де Ла Рош (или просто - Ла Рош) и де Ла Винь.

В "наше" время живут, например, Жан де Ла Тур (род. 1597 г.) и его отец, Жак, и Шарль Ла Рош (род. 1601 г.), его родители Жеан Ла Рош и Мари Бальтазар.

В 1619 и в 1620 гг. в замке Верже, где тогда жил принц де Гемене (Луи де Роган), тоже крестили цыганских детей. Другие семьи, покровительствовавшие цыганам, - Конде, Беллегард, де Леви, Сен-Симон, дю Белле из Анжу и Бриссак из Бретани. "Гвардейцы", охранявшие замок герцога де Бриссака были цыганами. Их капитаном был Шарль де Ла Грав (тоже цыган, погиб в мае 1629 г.), которого в церковных записях называют дворянином. Был ли он им в действительности - вопрос.

Другой такой цыган-дворянин - Жан Шарль, протеже Генриха III и солдат Генриха IV. Он назван экюйе, а его жена - демуазель. И еще одна, возможно, дворянская семья - de La Haye, тоже протеже Бриссака.

Цыгане не просто жили на землях дворян - они входили в их свиту: как охрана, знахари, музыканты и танцоры. Феодалы всячески противились антицыганским законам, поэтому королевские указы об изгнании цыган во Франции фактически не работали. Только Людовик XIV запретит знати давать приют "богемцам", но даже эта мера не поможет.

Источник

Отредактировано Rotondis (2019-05-30 10:57:27)

0

6

Француз цыганской национальности

Оказалось, что положение цыган во Франции существенно отличалось от положения их соплеменников в других странах западной Европы. Они были намного сильнее интегрированы в общество, меньше подвергались гонениям и с гордостью называли себя "французскими египтянами", подчеркивая что они добрые католики и уроженцы Франции. Вообще, период с XV по 60-е гг. XVII в. называют золотым веком французских цыган.

Вот типичная биография "французского египтянина" (1603 г.):
"Капитан" Жан де Ла Флёр - сын Жюльена и Анны, уроженцев Тийи-сюр-Мёз (Лотарингия). Католик. В возрасте 12 лет был отдан в лакеи местному дворянину. Военную карьеру начал в полку графа де Бурлотт, где прослужил 12 лет, затем дважды сменил полк. В настоящее время готовится присоединиться к армии г-на де Шателя вместе с людьми, находящимися под его началом (такими же лотарингскими цыганами). Состоял в незаконной связи с замужней женщиной, она родила ему пятерых сыновей, двое из которых учатся в коллеже.

"Капитанский чин" де Ла Флёра, возможно, не стоит принимать всерьез. Он такой же "капитан", как Алатристе у Переса-Реверте: начальник для своих людей, но не более. А вот остальные детали этой краткой биографии вызывают интерес.

Во-первых, семья де Ла Флёра и его подчиненные - более-менее оседлые цыгане. Они уроженцы Лотарингии (на протяжении минимум двух поколений) и покидают родные земли только, когда нанимаются на службу.

Во-вторых, они носят французские имена и фамилии и получили крещение.

В-третьих, для них естественно отдать ребенка в лакеи.

В-четвертых, они профессиональные солдаты.

И, наконец, у них есть деньги и возможность обучать детей в коллежах.

Эта картина совсем не напоминает жизнь тех цыган, которых описывал Куртиль, - кочующих из страны в страну, ворующих все, что плохо лежит, и скрывающихся от властей. Но Куртиль писал "Мемуары" в царствование Людовика XIV, когда привычный уклад жизни французских цыган был грубо разрушен. Пока до этого еще далеко - вернемся в "наше" время.

В начале XVII в. слово "египтянин" было синонимом наемника, кондотьера. 15-летний цыган Жак-Давид де Ла Фонтен в 1603 г. называет своим ремеслом войну. Большинство таких солдат сосредоточено в Бретани и Лотарингии, но и на Луаре, и в Иль-де-Франс они тоже встречаются. Религиозные войны не обошли цыган стороной, разделив их на два враждующих лагеря - католиков и протестантов. "Египтяне" целыми семьями нанимались на службу к дворянам, формируя гвардии. Служили они и королям - Генриху III и Генриху IV.

Такие частные армии в "наши" дни были у Конде, у семей де Роган-Гемене, де Лоррен, де Ла Тур, де Меридор, де Коссе-Бриссак, де Сен-Симон, де Леви, дю Белле, у герцога де Бельгарда и других - не таких известных. Цыгане, их жены и дети жили на землях своих покровителей и входили в их свиту. Крестьяне их недолюбливали - как недолюбливали бы любую ораву вооруженных наемников, которых надо кормить.

В мирное время цыганские гвардии охраняли своих господ и их владения, во время войны - следовали за господином в бой. А если дворянин поднимал бунт против короля - поворачивались против королевской армии. Как произошло в 1638 г., когда бретонские дворяне, братья Гуйон, выдвинули против королевских солдат свою гвардию и заставили их отступить. Цыгане активно участвовали во Фронде - за что и поплатились, когда юный Людовик XIV подрос.

Конечно не все "французские египтяне" были солдатами. Были среди них и зажиточные буржуа (Лотарингия, Юг Франции, возможно - и на других территориях) и профессиональные исполнители сарабанды (о них ниже). Заходя в лавку к Мари де Ла Фонтен, "мы" можем даже не догадываться, что почтенная лавочница - цыганка. Или что "наш" приятель по коллежу, Эркюль де Ла Рош - цыган. Они не отличаются от "нас" ни костюмом, ни манерами. Только в церковных книгах рядом с их именами стоит пометка "египтянин".

Все это не отменяет того факта, что во Франции были цыгане-контрабандисты, бандиты со Двора Чудес, нищие гадалки, пристающие к прохожим: "Дай погадаю!" Как были и французы-бродяги и преступники.

Теперь о танцорах. На Масленицу 1610 г. (22 февраля) г-н де Роган и маркиз де Ренсель ставят придворный балет "Les Bohemiens" на цыганскую тему. В нем танцевали не только дворяне, но и самые настоящие цыгане. Есть информация, что балеты с участием цыган ставились и раньше, и будут ставиться позже - на протяжении XVII в. Также цыганские труппы выступали в гостиных знати. Благодаря Тальману де Рео, мы знаем имя знаменитой цыганской танцовщицы его времени - Liance.

Что интересно, считается, что у цыган Северной Франции в "наши" дни не развита танцевальная и музыкальная культура. Их ремесло - война, а не пляска. А вот цыгане Страны Басков, Гаскони и Прованса (другая этническая группа) танцуют сарабанду и водят медведей. И местным жителям их пляски очень даже нравятся. После ведовского процесса, который де Ланкр устроил в Гаскони и на Баскских землях, часть цыган бежала вглубь страны. Возможно, это и есть наши танцоры.

И еще один интересный момент: в "наше" время из дунайских княжеств - Молдавии и Валахии - в Центральную Европу идет нелегальный траффик цыганских рабов (цыгане Молдавии и Валахии поголовно были крепостными). У меня нет сведений конкретно про Францию, но Францию и Валахию в XVI и начале XVII в. связывали дипломатические отношения. Поэтому часть этих рабов могла попадать и "к нам".

У меня только один вопрос: кому был нужен этот приток невольников? В Испании, где рабство существует, есть свои рабы - из колоний и из Северной Африки. Во Франции рабства нет. Валашские цыгане - умелые ремесленники и талантливые артисты. Но зачем они в Европе? Отнимать хлеб у местных мастеров? Единственный ответ, который я пока нахожу: в Европу могли вывозить молодежь - для продажи в бордели. Печально известный факт, что цыганских девочек в Валахии с 12 лет принуждали к проституции. А еще они танцуют те самые фривольные танцы, которые так популярны по всему Востоку (дунайские княжества испытали сильное османское влияние). Для европейцев это экзотика.

Поэтому, господа, если встретите в Париже юную жрицу любви, которая едва говорит по-французски - это вполне может быть валашская цыганка. У цыган с Дуная совсем другой менталитет. Они с XIV в. в рабстве, которое было куда более жестоким, чем турецкое, и они боятся "белых людей".

Золотой век "французских египтян" закончился в 1682 г., когда Людовик XIV и Кольбер, борясь с частными армиями вельмож, запретили дворянам и магистратам давать убежище цыганам в своих владениях - под угрозой конфискации земель в пользу казны или лишения должности (для магистратов). И масса солдат, не знающих никакого другого ремесла, кроме войны, оказалась на улице с женами и детьми. Без крова над головой, без работы, да еще без возможности завербоваться в королевскую армию. Они теперь были вне закона, потому что рядом с их именам в церковных книгах стояла приписка "египтянин", и должны были покинуть страну. Франция выгоняла своих цыган, которые отчаянно пытались доказать, что они французы.

Франс Хальс "Цыганка" (1630 г.)

Возможно, художник выбрал в качестве натурщицы голландскую девушку. Но в это время даже кочевые цыгане начинают носить европейское платье. Поэтому ничего удивительного в таком наряде нет.

https://forumupload.ru/uploads/0016/eb/73/82/t935736.jpg

Наряд цыганки-кочевницы мог дополнять традиционный элемент - покрывало, перекинутое через плечо и иногда - тюрбан.

Симон Вуэ "Гадалка" (ок. 1618 г.)

https://forumupload.ru/uploads/0016/eb/73/82/t862164.jpg

Караваджо "Гадалка" (ок. 1594-1595)

https://forumupload.ru/uploads/0016/eb/73/82/t601122.jpg

Жорж де Ла Тур (1593-1652, Вик-сюр-Сей, с 1646 г. - королевский живописец) "Гадалка" (1630-е, картина могла изображать сцену из театральной постановки).

https://forumupload.ru/uploads/0016/eb/73/82/t359019.jpg

А не цыган ли сам художник? Сведений он нем практически нет, но место рождения и фамилия позволяют это предположить. Такие фамилии носили цыгане семьи де Ла Тур и цыгане из Ла Турландри (земли Роганов и их соседей). Кроме того, искусствоведы считают, что всех своих Магдалин Ла Тур рисует цыганками.

Интересные детали картины:

1) и у старухи, и у одной из молодых цыганок оставлены пряди на висках, у молодой цыганки они заплетены жгутом. Это традиционная женская прическа, в языке валашских цыган называющаяся "амболдинари". Носили ее и европейские цыганки - она отмечена уже на самых ранних изображениях. Сегодня она характерна только для замужних женщин. Но на молодой цыганке нет головного убора - еще одного атрибута замужней дамы. Поэтому ее статус не совсем понятен. Невеста? Блудница? Хотя есть описания замужних цыганок "нашего" времени, которые ходили простоволосыми.

2) в пальцах старухи не монета (плата за гадание), а серебряный амулет, с помощью которого она входит в транс. Бытовое колдовство было широко распространено в Лотарингии в "наши" дни. Колдовали и жены солдат-цыган, и крестьянки-француженки. Знать увлекалась оккультными науками и потому покрывала цыганских ведьм и знахарок. Это привело к ряду ведовских процессов. Покровитель Ла Тура, Белланж, погиб на костре. Чуть позднее был обвинен фаворит герцога Лотарингского.

И, похоже, еще одна лотарингская цыганочка - Жак Белланж (ок. 1575-1616, художник герцогов Лотарингских, гравер) "Садовница" (ок. 1602-1612).

https://forumupload.ru/uploads/0016/eb/73/82/t945724.jpg

Считается, что Ла Тур основывался на этом образе, когда писал цыганку в платке.

Некоторые источники

https://www.jstor.org/stable/3257887?read-now=1&seq=8#page_scan_tab_contents
https://journals.openedition.org/criminocorpus/7317
Des «Égyptiens» aux Rom, histoire et mythes
[url=https://www.persee.fr/docAsPDF/ahess_0395-2649_1975_num_30_4_293647_t1_0879_0000_000.pdf[/url]https://www.persee.fr/doc/rhmc_0048-8003_1974_num_21_3_2311_t1_0517_0000_3
https://journals.openedition.org/abpo/546
https://journals.openedition.org/dossie … 3680#ftn20
https://www.lhistoire.fr/lodysse-des-tsiganes
https://cour-de-france.fr/representatio … ce?lang=fr
ASSÉO (Henriette), « Visibilité et identité flottante : les " Bohémiens " ou
" Égyptiens " (Tsiganes) dans la France de l’Ancien Régime », Historein, vol. 2, Athènes, 2000, p. 109-122.

Отредактировано Rotondis (2020-10-18 12:48:12)

+4

7

Небольшое дополнение к предыдущему посту

Как оказалось, цыгане-рабы существовали не только в дунайских княжествах. В Испании "нашего" времени они тоже есть, особенно их много в Андалусии. И это не галерники и не рабочие шахт - это домашние рабы частных лиц.

С 1499 г. в Испании действует закон, согласно которому кочевые цыгане, повторно задержанные за бродяжничество, становятся рабами того человека, который их захватил. В 1538 г. этот закон применяется уже и к оседлым цыганам, замеченным вне места постоянного проживания: они тоже становятся рабами человека, который их поймал - и без права выкупа.

То же правило действует и в "наши" дни. В марте 1633 г. закон будет подтвержден: все кочевые цыгане становятся рабами человека, который их захватил. Оседлые цыгане, в течение 6 месяцев после оглашения закона покинувшие родной город или деревню (не важно по какой причине), также становятся рабами человека, который их задержал. А цыгане, у которых найдено оружие, сразу отправляются на галеры на 8 лет. По крайней мере, до конца XVII в. это правило будет оставаться в силе.

Цыгане-рабы в Андалусии - это вот такие захваченные и их потомки. Я думаю, что не обходилось без злоупотреблений: так любого цыгана можно захватить и объявить его кочующим - а значит, своим рабом. Еще одна особенность западноевропейских цыган: они считают себя христианами, но пренебрегают обрядовой стороной веры: редко крестят детей и редко заключают брак в церкви (французские "египтяне" - исключение из правила). Тексты испанских законов называют цыган "людьми без религии", и формально они правы. Поэтому в суде скорее поверят доброму католику-испанцу, чем некрещеному цыгану.

Кочевые цыгане, согласно этим же законам, собираются в вооруженные банды, угрожающие мирным жителям, поэтому суровые меры продиктованы заботой о подданных короля.

Когда на галерах не хватает гребцов, король конфискует рабов у частных лиц (так поступали и Филипп II, и Филипп III, и Филипп IV). Нужно ли говорить, что цыгане предпочитали домашнее рабство галерам. Они умоляли короля отправить их хотя бы в шахты, чтобы не расставаться с женами и детьми.

Источники

https://www.lanzadigital.com/blogs/cronicas-de-la-historia/persecucion-de-los-gitanos-espanoles-en-el-siglo-xviii/
https://www.oocities.org/~patrin/slavery.htm
https://www.academia.edu/35480891/anti_ … view-paper
https://core.ac.uk/download/pdf/234785539.pdf

Отредактировано Rotondis (2020-10-21 10:42:08)

+3

8

Цыгане и свободная любовь

Возможен ли роман на одну ночь у француза / испанца со свободной цыганкой?
Краткий ответ: с большей долей вероятности - нет, не возможен. Однако из всякого правила есть исключения.

Писатели-романтики нарисовали образ цыганки как вольной и даже доступной женщины, но это не более, чем красивый миф (опять же, если мы говорим о свободных цыганах в Западной Европе). Александр Сергеевич Пушкин, создавая свою Земфиру, во-первых, описывал молдавских цыган, во-вторых, знал что пишет о рабах, но не стал сообщать об этом читателю, а, в-третьих, подал всю историю в романтическом ключе. Проспер Мериме, вдохновившийся поэмой Пушкина, узнал, что был несколько дезинформирован только после выхода "Кармен".

Где же правда? Как всегда - где-то посередине. Западноевропейские цыгане - очень консервативная, патриархальная группа, где выско ценится девичья честь, а женщина целиком и полностью зависит от старших родственников-мужчин. Девушка должна выйти замуж невинной - в противном случае, ее ждет публичный позор с насильственной стрижкой (шлюхам обрезали волосы), побои, изгнание из дома, а, возможно, и смерть. Всю семью тоже ждет позор.

Поэтому ухаживаний кавалера - не-цыгана она, скорее всего, попросту не заметит. Или, наоборот, заметит и будет благосклонно принимать подарки, а когда дойдет до самого главного - оставит его в дураках. Даже если цыганка, на самом деле, влюбится в европейца, то мечтать она будет именно о браке, а не о большой и чистой любви на сеновале. И это хорошо показано в "Цыганочке" Сервантеса, где Пресьоса запрещает жениху прикасаться к себе до свадьбы.

Поэтому, господа, бурная ночь с прекрасной цыганкой, возможна только при следующих условиях:

1) вы соблазнили невинную девушку, которая вас любит и рассчитывает на свадьбу, семейную жизнь и ораву смуглых детишек; вы исчезнете на рассвете (ну, не станете же вы жениться на цыганке, в самом деле!), а ее - ждут бо-о-ольшие неприятности дома;

либо:

2) девушка уже не невинна, но тогда про нее в городе идет дурная молва - ее знают как шлюху (это вполне возможно, но это не норма для цыганского общества);

Могла ли свободная цыганка заниматься проституцией? Да, могла, но тоже при следующих условиях:

1) это вот такая падшая женщина, о которой мы говорили выше;
2) это нищая девочка (скорее всего, беспризорница);
3) это ребенок из приюта, которым торгуют (увы, в Андалусии это не редкость).

Что касается цыган-рабов, то они зависели от воли хозяина, и если хозяин держал бордель или просто хотел подарить гостю рабыню, то ей некуда было деваться.

Мог ли цыган быть "флорентийцем"? Если речь о детской проституции, то мог, но на тех же условиях, что и девушка: он либо раб, либо уличный мальчишка, либо приютский ребенок. Мог ли цыган быть "флорентийцем" по душевной склонности? Конечно, мог - как и всякий другой человек, но тогда он будет очень тщательно это скрывать, иначе рискует пройти через такой же публичный позор, как и распутная девица, и стать отверженным, которому не подадут руки, и с которым не будут есть из одного котла. Хуже всего: он будет обязан предупреждать незнакомцев о своем статусе, чтобы они случайно не "осквернились" - как прокаженный. Таким же образом наказывали предателей, доносчиков, насильников и убийц.

Но, опять же, все это касается западноевропейских цыган, в той же Османской империи нравы были совсем другие (про моральные нормы другой этнической группы цыган, проживавшей на территории Испании, см. уточнение ниже).

Отредактировано Rotondis (2020-11-05 18:46:25)

+3

9

Еще о цыганском платье - в жизни и на сцене

Традиционный костюм цыган, который они принесли из Византии в XV в., был простым: сорочка, грубое шерстяное покрывало, перекинутое, через плечо - почти на древнеримский манер (иногда полосатое, иногда темное) и тюрбан.

https://forumupload.ru/uploads/0016/eb/73/82/t327487.jpg

1544 г., Базель

Носили его как мужчины, так и женщины. Однако, если мужчины уже в конце XV в. - XVI в. стали носить штаны и шляпы по местной моде, а вскоре - полностью перешли на европейское платье, то женский наряд дольше сохранял архаичные черты. Об этом свидетельствуют и изображения и документы - например, тексты законов Филиппа IV, запрещающие цыганское платье под страхом наказания.

https://forumupload.ru/uploads/0016/eb/73/82/t915558.jpg

Цыганская семья, ок. 1475-80 гг.

В 30 гг. XVII в. (информации о раннем периоде у меня нет) образ цыгана-мужчины на сцене уже невозможно отличить от европейца. "Римский" плащ-покрывало, перекинутый через плечо отсутствует.

https://forumupload.ru/uploads/0016/eb/73/82/t180592.jpg

https://forumupload.ru/uploads/0016/eb/73/82/t16760.jpg

Стефано делла Белла эскизы к постановке Il Pazzo per Forza, до 1664 г.

Цыган? Помилуйте, где тут цыган?

https://forumupload.ru/uploads/0016/eb/73/82/t397691.jpg

Цыган (предположительно, Луи XIV в образе), ок. 1653 г.

Из цыганского здесь только тамбурин. К слову, это типичный женский атрибут, кавалер с ним выглядит несколько... как бы так выразиться, чтобы не оскорбить царственную особу... В общем, Филиппу эта роль подошла бы больше.

Про мужчин мне больше добавить не чего: в "нашу" эпоху они одеваются по местной моде - и щеголевато. У многих их них во Франции на это есть деньги. Переходим к дамам.

Насколько можно доверять картинам и эскизам, когда речь заходит о костюме цыганки-"нашей" современницы - вопрос. Дело в том, что художнику нужно было изобразить типичную цыганку. А типичными элементами цыганского платья в глазах европейцев были покрывало через плечо и огромный тюрбан.

Это как если сегодня попросить человека описать цыганку - что он назовет? Широкую яркую юбку, пестрый платок, повязанный "банданой", и монеты в прическе. Словом, цыганку из фильма "Табор уходит в небо". И не важно, что ни городские, ни сельские цыгане сегодня такое не носят (за редким исключением). Все это стало элементами театрального образа.

Так было и в Европе XVII в., поэтому сценический образ цыганки может несколько отставать от реальной моды. На самом деле, архаичные черты женского костюма постепенно уходят в прошлое. У оседлых цыган - быстрее, я думаю, у кочевых - медленнее. Тюрбаны вытесняются платками и местными чепцами, покрывало начинают носить не поверх сорочки, а поверх платья, а затем и вовсе перестают носить. Конечно, какие-то детали сохранялись очень долго в разных этнических группах. Вон, валашские цыгане еще в начале XX в. пугали европейцев покрывалом, накинутым прямо на голое тело. Да и во Франции еще в XVIII-XIX вв. можно было встретить цыганку в покрывале.

В XVI в. у женского тюрбана появляется лента, завязывающаяся под подбородком. Он становится больше и вскоре - возможно, под влиянием головных уборов эпохи Возрождения - превращается в деревянный диск, обтянутый полосатой тканью. Но и обычный тюрбан тоже можно будет видеть на картинах второй половины XVII в. Такой цыганский наряд становится любимым маскарадным костюмом дам света.

https://forumupload.ru/uploads/0016/eb/73/82/t893690.jpg

Актрисы в роли цыганок, 1595-1605 гг.

https://forumupload.ru/uploads/0016/eb/73/7/t91424.jpg

Луиза Пфальцская в образе цыганки - и головной убор, и покрывало через плечо присутствуют

https://forumupload.ru/uploads/0016/eb/73/82/t899400.jpg

Стилизация 1645-50 гг., Цезарь ван Эвердинген

https://forumupload.ru/uploads/0016/eb/73/82/t912878.jpg

Ну, и настоящая цыганка, 1590 г.

И эскизы для театра:

https://forumupload.ru/uploads/0016/eb/73/82/t274796.jpg

Флоренция, ок. 1625-1664 гг. Здесь покрывало надето уже поверх платья

https://forumupload.ru/uploads/0016/eb/73/82/t742803.jpg

Снова делла Белла. Здесь видна короткая цыганская юбка, смущавшая европейцев, а кочевницам так просто было удобнее

http://www.gypsypedia.it/wp-content/uploads/2017/02/342Balletto2-180x300.jpg

И, наконец, 1653 г. - никаких типично цыганских элементов в платье женщины нет

Еще примета эпохи - стриженые цыганки на каторге. Как уже говорилось выше, несмотря на то, что во Франции цыгане были интегрированы в общество, цыганский криминал "у нас" тоже есть. И бродяг хватает. По законам XVII в. наказанием на первый раз для цыгана и цыганки была насильственная стрижка. Куда гуманнее клейма, с нашей точки зрения, но для цыгана - это шок и позор. Да и как потом доказать своим, что тебя остригли стражники, а не соплеменники в камере - за какой-то проступок.

На этой картине стриженых цыганок две, их можно узнать по сорочкам и покрывалам, а одна из них еще и гадает.

https://forumupload.ru/uploads/0016/eb/73/7/t630156.jpg

Корнель де Ваэль "Посещение каторжников", тот же мотив повторяется и на другой картине художника "Цыганка-гадалка"

https://forumupload.ru/uploads/0016/eb/73/82/t737169.jpg

На сидящей цыганке можно увидеть тюрбан с лентой

И еще деталь:

https://forumupload.ru/uploads/0016/eb/73/7/t93071.jpg

Голландия, 1625 г. У старой цыганки платок повязан иначе, чем у молодой; подобные изображения еще встречаются, не знаю, корректно ли тут проводить параллели, но у валашских цыган платок, завязанный под подбородком, означает траур по близкому родственнику

Отредактировано Rotondis (2020-11-07 18:31:11)

+1

10

Этнические группы цыган и их занятия

На территории Франции "нашего" времени оседло живут представители трех этнических групп цыган, говорящих на разных диалектах цыганского языка и отличающихся занятиями.

1. Север и Центр Франции: синти (или мануш - в переводе с цыганского "люди"). Неизвестно, называют ли они себя так в "наши" дни. Это французские египтяне, о которых говорилось выше. Вероисповедание: католицизм, протестантизм. Венчаются в церкви и крестят детей, носят французские имена и фамилии. Основное занятие: военная служба. Французские египтяне - прямая родня шведским цыганам, которые тоже несут солдатскую службу. Правда, не в частных гвардиях, как "наши", а в королевской армии. Поэтому цыган-солдат для шведов - абсолютно естественное явление.

2. Юг Франции - Север Испании: две этнические группы, дистанцирующиеся друг от друга.

- Эрроминчела (современное название) или венгры (также египтяне, богемцы) о которых тоже говорилось выше. Прямая родня валашским рабам. Должны понимать их диалект, хотя сами уже постепенно переходят на креольский язык с баскской грамматикой и цыганским словарным составом. Впрочем, баски их не понимают.
Похоже, что крестят детей, и по вероисповеданию католики - но точных сведений у меня нет. Вероятно, как родня валашских цыган, могли сохранить их богатый и жутковатый фольклор. По крайней мере, де Ланкр упоминает в своих отчетах рассказы о вампиризме - не очень характерные для Западной Европы. К слову, образ луны - убийцы маленьких детей в стихотворении Лорки - тоже из этого фольклора.
Исторически основным занятием венгров было: изготовление и лужение медной посуды, кузнечное ремесло, ювелирное дело, танцы, выступления с медведями. Танцы и дрессировку медведей они сохранили до "наших" дней. На побережье, по-видимому, освоили также рыболовный промысел. Некоторые из них становятся моряками или преуспевающими торговцами. Живут богато - на зависть нищим гасконцам.

- Беженцы из Испании. С испанскими цыганами - все сложно. Существует две версии их появления в Испании: "южная" (пришли с маврами из Африки) и "северная" (пришли через Францию). Поэтому вопрос, насколько они близкая родня французским египтянам. С XVI в. из-за постоянных репрессий и политики ассимиляции, проводимой испанской короной, постепенно переходят на креольский язык с испанской грамматикой и цыганским словарным составом. Венгры их не понимают, а они, в свою очередь, не понимают венгров. Интересно, что венгры зовут их "красноногими".
К началу XVII в. осевшие во Франции испанские цыгане, похоже, крестят детей. Их собратья по ту сторону границы - не считают это обязательным, как не считают обязательным и венчание. У них все еще принято давать детям традиционные цыганские имена. О христианской религии имеют весьма слабое представление.
Традиционные занятия свободных испанских цыган: разведение лошадей и торговля ими, торговля скотом, некоторые источники упоминают также кузнечное ремесло. На французском побережье - рыболовство, торговля рыбой, служба во флоте. Женщины гадают и продают снадобья, дети и подростки танцуют ради заработка. И нельзя не упомянуть криминал: мелкое воровство, мошенничество, вооруженный грабеж с кровопролитием, угон скота и лошадей.

С 1607 г. Филиппу III постоянно поступают жалобы на цыганские банды, с требованием выслать цыган за пределы страны, но король ограничивается лишь тем, что предписывает цыганам вести оседлый образ жизни и заниматься исключительно земледелием - в противном случае их ждет судебное преследование. Жалобы не прекращаются, и это приводит к появлению в 1619 г. новой прагматики, запрещающей цыганское платье, цыганские имена и цыганский язык, а также торговлю скотом, разведение лошадей и торговлю ими под угрозой наказаний. Цыганам вновь предписывается жить оседло и возделывать землю.

И интересное дополнение к предыдущим постам: испанские моралисты "нашего" времени обвиняют цыганских девушек в пренебрежении моральными нормами, а женщин - в супружеской неверности. Все из-за непристойных танцев, песен и отсутствия у цыган церковного брака. Понятно, что так думают не все, потому что Сервантес описал строгое отношение цыган к вопросу девичьей чести. Но подобное мнение встречается.

Отредактировано Rotondis (2020-11-07 18:34:48)

+2

11

Еще об этнических группах цыган (теперь уже в Испании), преследованиях и о нормах морали

Первое упоминание о цыганах на территории Испании относится к 1425 г. Этих цыган "наши" современники называют gitanos (египтянами) и считают, что они пришли с маврами (сегодня это мнение не доказано, но и не опровергнуто). По свидетельствам конца XVI - начала XVII вв. "египтяне" ленивы, хвастливы, разводят лошадей и торгуют ими, воруют, их женщины носят шляпы-"колеса" и покрывала.

Именно такой табор Сервантес описывает в "Цыганочке" в Кастилии: они носят цыганское платье, кочуют, торгуют лошадьми и мулами, мошенничают, воруют и гадают. В случае нужды им приходится продаваться в рабство с торгов. Подростки и молодые женщины у них зарабатывают пением и танцами, но песни поют испанские. Девушки остры на язык, однако держатся строго и стараются не оставаться с мужчинами наедине. Детей женят обычно рано (даже по меркам XVII в.) - лет в 14-15, желания невесты никто не спрашивает. Церковный брак у них не обязателен, но неверную жену (даже невенчанную) ждет смерть. Все это подтверждается современными исследованиями, поэтому описанию Сервантеса можно верить. 

В 1488-90х гг., на 60 лет позже, чем "египтяне" в Испанию приходит другая группа цыган, упоминаемая в документах как grecianos ("греки"). Эти по описаниям XVI-XVII вв. не носят традиционное цыганское платье, зарабатывают кузнечным ремеслом, не воруют, как "египтяне", но якобы склонны к грабежам и насилию. "Греки" были рабами с Балкан (к моменту появления в Испании, они прожили в рабстве около 100 лет - с 1380-х). Согласно другим источникам, они бежали с греческих территорий, захваченных турками. В принципе, эти сведения не противоречат друг другу: Балканы были под турецким контролем, а небольшие географические неточности в хрониках, описывающих прибытие цыган, - не редкость. В Испанию "греки" попали через Корсику. По свидетельствам - пришли со скарбом и были вооружены, но прямых указаний на их участие в вооруженных конфликтах (например, между маврами и испанцами) -  нет.

"Греки" стремятся к оседлой жизни и селятся в городах и деревнях Андалусии: между Севильей и Кадисом и в районе Малаги; в Мурсии (в частности - в Лорке). В Гранаде в XVI в. цыганам позволено покупать землю. Португальские цыгане - почти исключительно "греки". "Наши" современники отмечают, что "египтяне" и "греки" не общаются между собой, их не встретишь вместе, и даже язык у них несколько отличается.

Еще одна особенность "греков" они очень активно отдают детей в услужение и в ученики коренным жителям Андалусии. Даже пятилетних малышей. Это был способ закрепиться на земле. Он не всегда срабатывал, но об этом ниже. С хозяином заключался договор, по которому он обязуется не причинять ребенку вреда, кормить и одевать его, не увольнять до окончания срока, оговоренного в контракте - даже в наказание - и выплатить по окончании контракта условленную сумму.

Вероятно, "греки" привнесли в Андалусскую культуру те самые непристойные элементы танцев (жесты, имитирующие любовную игру), которые усвоили на Балканах и в Османской империи (сарабанда появляется как раз в XVI в.). И цыганский танец слился с местными мавританскими плясками. Интересно, также, что в музыке цыганская (венгерская, румынская) мажорная гамма и андалусийский лад полностью совпадают. Другая ветвь цыган - "египтяне" - не столь музыкальная и танцующая.

И о моральных нормах "греков". Сейчас трудно судить, как обстояли дела в Испании "нашего" времени, но исторически у цыган, живших под турецким владычеством чуть более простой взгляд на вещи (опять же не у всех). Детскую проституцию и содомию они не всегда осуждали. И те мальчишки, которые зарабатывали на жизнь танцами и всем тем, что за этими танцами следует, не становились у них изгоями. Просто эта группа сформировалась на той территории (Греция, Восток), где хореографическая проституция имеет очень давние и глубокие корни. Цыганский танец что в Турции, что в Испании предназначался для заработка - для не-цыганской аудитории. Он специально был таким дразнящим. И продолжение, когда танцовщица / танцор уходили с кем-то из зрителей - подразумевалось.

В Андалусии "греки" попали в похожие условия. В Севилье в XVI-XVII вв. была развита и женская и мужская проституция, несмотря на постоянную угрозу отправиться на костер.

Теперь про репрессии. В конце 16 в. цыгане оказались между молотом и наковальней: законы вынуждали их осесть ("греки" и сами бы этого хотели), а местные власти всячески выживали их из городов - настаивая, что испанцам такое соседство неприятно. Бывало, что цыганская семья продавала за бесценок свой земельный надел и бежала из деревни.

Плюс, компактное проживание увеличивало риск, что в цыганский квартал придут "охотники за головами" и заберут мужчин и мальчиков на галеры. Когда возникала потребность в гребцах и не хватало осужденных, начиналась настоящая охота на цыган: ловили на улицах тех, кто подходил в качестве гребцов - мужчин 20-50 лет и иногда мальчиков - даже 10-11 лет.

Способов врастания в общество для цыган, которые хотели жить оседло, в Испании было несколько:

- это уже упоминавшееся ученичество и служба в лакеях. Но порой бывало так, что детей брали в услужение, а взрослых выгоняли из города. Дети в этом случае оказывались почти на положении рабов;

- карьера музыканта, танцора и актера - даже при королевском дворе - или пение в церкви и на религиозных праздниках;

- покупка земли в Гранаде (тоже не всегда спасало);

- крещение и венчание в церкви - это давало документы о постоянном проживании в определенном месте. В XVI в. у "греков" в документах - вполне испанские имена и фамилии.

Оседлым еще бывает трудно доказать, что они оседлые: первая реакция альгвасила, увидевшего цыгана на улице: "Бродяга, да? Пошли, разберемся". То есть на них реагируют так же, как в современной России на чересчур смуглых людей: "Мигрант? Документы предъявите!"

Итак, испанские "греки", в отличие от "египтян" - родня баскским цыганам-"венграм" (пришли с одной территории). В XVI-XVII вв. в документах встречаются оба названия и "греки", и "египтяне", разница между этими этническими группами признается, однако в королевских прагматиках весь народ назван gitanos, без различия. И я предполагаю, что простые испанцы их тоже путают.

Отредактировано Rotondis (2020-11-04 17:29:22)

+2

12

Версия, согласно которой испанские цыгане-"греки" были рабами с Балкан (а вернее, из дунайских княжеств) подтверждается тем, как они названы в прагматике 1499 г.: "иностранные лудильщики (caldereros)" - по их основному ремеслу, изготовлению и лужению медной посуды. Этническая группа цыган, сформировавшаяся на территории Молдавии, Валахии, Трансильвании и Венгрии по сей день носит такое же имя - кэлдэрары, "лудильщики". Еще одним фактом в пользу балканской версии является то, что "лудильщики" Страны Басков, пришедшие в XV в., говорили именно на кэлдэрарском диалекте цыганского языка.

Еще одно изображение по теме цыганского платья.

Цыганская танцовщица, XV в.

То, что на этой вышивке изображены именно цыгане, установлено точно. Но их одежда совсем не похожа на те покрывала, о которых говорилось выше. Более того, они полунагие: у девушки открыта и грудь, и бедра, юноша - тоже без штанов. В чем тут может быть дело? У меня две версии:

1) изображены дети: у цыган ребенок теоретически может бегать голым, пока не вступит в пору отрочества. Однако уже к XVI в. цыгане познакомились с европейской модой и больше не пугают местных совершенно голыми детьми. Даже на изображениях XV в. дети "египтян" в рубашках.

2) изображены взрослые: тогда это "греки-лудильщики". После отмены рабства в Румынии и Молдавии в XIX в., часть цыган из дунайских княжеств появилась в Европе именно в таком виде - короткие плащи, едва прикрывающие наготу, или халаты по восточной моде - и тоже нараспашку, как у девушки на изображении. И никаких нижних сорочек или штанов. Цыгана в коротеньком плаще и с голыми ногами можно было увидеть еще в XX в. Испанцы в XVI - начале XVII вв. писали, что одежда "греков" отличалась от одежды "египтян". Возможно, "лудильщики" и пришли в таких "распашонках".

Здесь снова прослеживается разница между этническими группами: для западноевропейского "египтянина" открыть бедра на людях - страшный позор. Позднее, под влиянием испанской моды, таким же табу станет открытая грудь (не только у женщин, но и у мужчин). Например, ни о каком купании нагишом не может быть и речи. И даже супружеские отношения должны совершаться в скромности. Табу на наготу взрослых у цыган очень древнее. Однако у валашской этнической группы оно не всегда действовало.

Дополнено: вышивка оказалась из Турне, и изображены на ней, как считается, дети.

Черная легенда про цыган

Согласно мнению испанских моралистов XVII в., цыгане - людоеды, а также похищают детей на продажу - на Варварский берег. Каннибализм можно смело отвергнуть, его у цыган никогда не было.

Со вторым пунктом сложнее. Вероятнее всего, это тоже оговор. Но за некоторыми балканскими цыганами числится такой грех, как торговля детьми (и, вообще, торговля собой). Только торгуют они своими детьми или детьми родственников и соседей - таких же цыган.

Опять же, это не норма для цыганского общества. Теоретически, в норме у цыган - культ детства. Детей (и цыганских и не-цыганских) нельзя обижать, любой ребенок нуждается в защите и ласке. Сирота - особенно. Ударить ребенка, даже нашкодившего, для цыгана - за гранью разумного. Если дитя что-то просит - ему нельзя отказать.

Но, как обычно, есть нормы и правила, а есть реальная жизнь, где они не всегда соблюдаются. Но даже если балканские цыгане и торговали детьми в Испании, то, я думаю, похищать белых детей было бы для них себе дороже - они и так живут под вечной угрозой галер. И продажа живого товара на Восток тоже маловероятна. Или это орудует какая-то конкретная шайка. То есть обвинять всех "греков" в подобной практике было бы неверно.

В крайнем случае, эта традиция могла выглядеть так: "Доченька / сынок, сходи попляши на площади, а если сеньоры будут звать тебя в гости, не отказывайся". То есть, если они торгуют - они торгуют своими. Но надо сказать, что, согласно протоколам, чаще в Севилье торговали детьми добропорядочные старые христиане, в том числе альгвасилы.

Почему еще могла родиться эта легенда? Цыгане охотно подбирали европейских сирот и беспризорников, а еще у них порой рождаются альбиносы. Белый ребенок среди цыган, с европейской точки зрения, - краденый.

Источники

Этот и те, что уже приводились выше в теме.

Отредактировано Rotondis (2020-11-13 20:42:16)

+1

13

Цыгане-солдаты в Испании

И, все-таки, они нашлись! Цыгане в испанской армии и на флоте. Ситуация с военной службой цыган в Испании до 1635 г. была такой же, как в Швеции. Они служат в королевской армии, причем это не единичные случаи, а массовое явление. С 1635 г. цыган перестали принимать на военную службу. До 1640 г. еще встречаются упоминания о цыганах-солдатах, а как развивалась ситуация далее - сведений у меня пока нет. 1639 г. вообще стал трагическим для цыган - в связи с массовыми облавами.

Похоже, что служили и "египтяне", и "греки". В 1639 г. в Севилье без дела болтается около 200 цыганских солдат.

Испанские командиры и вербовщики высоко ценили дисциплину и организованность цыган, их выносливость, привычку сносить лишения, умение обращаться с лошадьми и метко стрелять. Все эти качества делали цыган хорошими бойцами - как конными, так и пешими, как на расстоянии, так и в рукопашной. А сами цыгане гордились, что служат под испанскими знаменами. Хотя порой и призывали чуму на голову короля - когда после долгих лет службы попадали под репрессии.

Офицеры признавали, что о цыганах идет дурная слава, однако армии они очень полезны. Кроме того, лучше, если они будут служить королю, чем разбойничать и воровать.

В 1570-х гг. цыгане участвовали в подавлении Альпухарского восстания, в 1590-х - во франко-испанской войне. Много цыган было в терциях, сражавшихся во Фландрии. Были они и на флоте.

Военная служба была настоящим избавлением, для цыган, которых в мирной жизни преследовали то альгвасилы, то соседи-испанцы. Однако своих ветеранов Испания встречала неласково. Теоретически, корона обещала защищать цыган-солдат от репрессий, на практике - за время службы они могли лишиться жилья, потерять семью, ждавшую их дома, да и просто могли не добраться до родного города, потому что какой-нибудь альгвасил арестует их по дороге и отправит на галеры. Поэтому цыган-солдат "нашего" времени вечно таскает с собой ворох бумажек, подтверждающих, что он крещен, что постоянно проживает в одном месте и что имеет право свободно передвигаться по территории Испании как солдат Его Королевского Величества. Да и то - приходилось молить короля о защите.

Известные на сегодня имена цыган-солдат:
- большой семейный клан, с 1627 г. проживающий в Алькала-ла-Реал: де Мойя, де Монтойя, де Флорес, де Бустаманте, де Рокамора;
- семья Мальдонадо;
- Родриго Белардо;
- Франсиско дель Кампо;
- Себастьян де Сото (побывал и моряком).

Источник
Источник
Источник

Отредактировано Rotondis (2020-11-08 16:50:16)

+3

14

Еще о занятиях цыган (на примере Севильи и других городов)

Плотность цыганского (особенно, "греческого") населения в Андалусии в Новое время была непропорционально высокой - по сравнению с остальными территориями. После изгнания морисков в 1609 г. цыгане заняли их нишу в экономике. Основное занятие "греков", как уже говорилось, - работа по металлу. Они были лудильщиками, кузнецами, оружейниками. Интересно, что в Севилье кузнецы, как правило, не подвергались преследованиям. В Малаге они составляли основу цыганской общины. Испанцы часто обвиняли "греков" в изготовлении отмычек и связях с криминалом. 

Практически полностью в руках цыган оказалась уличная торговля сладостями. А к XVIII в. - гостиничное дело. Почти все севильские трактирщики были цыганами. Причем, это, скорее, "египтяне", чем "греки", так как трактиры служили им прикрытием для незаконной торговли лошадьми.

Были цыгане-мясники - тоже распространенное ремесло (правда, нет сведений, какая этническая группа преобладала в этой профессии). Были и цыгане-крестьяне, заменившие на полях морисков. И домашняя прислуга, как уже упоминалось.

Еще одна ниша - это организация развлечений.
В Испании, как и в Стране Басков, цыгане (вероятнее всего, "греки") водили медведей. Организовывали выступления во время Страстной Недели и на другие церковные праздники. Играли в театре. Вообще, уже в XVI в. цыгане и цыганки становятся популярными героями комедий, наряду с галисийцами и маврами. Интересно, что в пьесах отмечены традиционные припевы: "Ай, лела, лела..." и "Ла-дина-дана-дана, пляшите цыгане!" Как намного позже в Российской империи, в Испании цыгане поют на сцене не свои народные песни, а местные и авторские романсы, которые начинают ассоциироваться с ними и восприниматься как "цыганщина". Вот, пример цыганщины "нашего" времени -

Чакона "A la vida bona"

Об этом писал и Сервантес:

...существуют поэты, входящие в соглашение с цыганами и продающие им свои труды, подобно тому как есть поэты у слепцов, для которых они сочиняют чудеса, а потом принимают участие в выручке. Всяко бывает на свете, - ну, а голод иной раз толкает сочинителей на такие вещи, которые не во всякой книге написаны.
(с) "Цыганочка"

Также в пьесах может присутствовать забавное обращение к зрителям: "А кто внимательно смотрел спектакль - тому будет счастье!"

Известные имена цыганских актеров второй половины XVII в.: Хуан де Поррас, Педро Малья, Хуан де Флорес, Монтойя, Ла Сальгадо, Виоланте, Мари Паррада, Ороско.

Известные имена устроителей танцев и выступлений на церковные праздники:
город Хаэн

Гаспар Кортес 1604
Диего Киньонес 1617-1623
Хуан Мальдонадо 1617-1636
Диего де Агилар 1624
Паскаль Медиано 1625-1627
Мартин Хименес (он указан как "египтянин", про остальных не совсем ясно - "греки" они или "египтяне") 1634
Хуан Луке 1642
Себастьян Гутьеррес и Мария де Варгас ("из новых кастильцев" - в их случае это уже 1645 г., слово gitano под запретом);

Кордова, 1628 г., все перечисленные - "греки"

Франсиско Хименес Рубио, Франсиско Мехиа, Габриэль Альварадо, Мария Фернандес (вдова).

Интересно, что по условиям договора с городскими властями, танцоры должны были выступать в цыганском платье, запрещенном королевскими прагматиками. Исполняли они сарабанду, тоже запрещенную к исполнению во время религиозных церемоний.

О черных братствах

Феномен религиозных братств, членами которых были миряне, объединенные или общим ремеслом или, в случае черных братств, этнической принадлежностью, характерен для Испании. Их корни, я думаю, - еще в средневековой цеховой системе или в тех же средневековых землячествах, объединявших в столице уроженцев одной провинции. Подобное братство было, например, у актеров в Мадриде.

Члены братства молились в одном приходе, вместе участвовали в шествиях на Страстной неделе, вместе справляли праздники и просто отдыхали, выручали друг друга, собирали средства для помощи малоимущим, попавшим в трудные обстоятельства, больным или старым коллегам и их семьям, строили приюты, больницы, обители и, наконец, организовывали похороны и становились душеприказчиками своих покойных собратьев.

Черные братства интересны тем, что объединяли людей не по профессии, а по этническому признаку. Так, например, в севильском братстве свободных негров не было ни одного мулата, а черные рабы могли присоединиться к нему только с разрешения хозяев, которые не спешили его давать, боясь, что рабы наберутся там дурного или вообще впадут в ересь. Тем более, они там танцуют, все эти пляски с барабанами и кастаньетами - подозрительное дело! Впрочем, у черных рабов были и свои братства, как и у мулатов.

Были свои братства и у цыган. Самое раннее задокументированное упоминание о них относится к 1564 г. (Эсиха, монастырь Сан-Агустин). Было подобное братство и в Малаге, собиравшееся в церкви Ла Мерсед (однако о Малаге сохранилось очень мало документов: из завещания 1682 г. внезапно выясняется, что цыганское - "греческое" - братство там существует).

+2

15

О цыганской родне Сервантеса

Двоюродная сестра Сервантеса была на четверть цыганкой, и этот факт, в отличие от легенды о еврейских корнях писателя, установлен точно.

В 1488 г. на празднике Тела и Крови Христовых (Corpus Christi) в замке Иньиго Лопеса де Мендоса, II герцога Инфантадо, выступали таборные цыгане ("египтяне"). Среди них была танцовщица и акробат Мария Кабрера (ок. 1467, сведения о ней теряются после 1527, предположительно, родилась на территории Испании). Цыганка танцевала самбру, и привела зрителей в полный восторг, а после, когда кабальеро устроили шуточный бой, попросила позволения принять в нем участие. Наследник герцога, дон Диего дал ей лучшего коня из своей конюшни, а Мария так ловко держалась в седле и была такой смелой, что дон Диего "пропал". Он осыпал цыганку подарками и оставил ее в замке.

Год спустя на свет появился бастард - дон Мартин, по прозвищу Цыган. Отец очень любил сына, узаконил его в 1514 г. и направил по духовной стезе. Что касается Марии, до с ней дон Диего, очевидно, расстался, будучи ветренным человеком. Позднее, у нее был еще один поклонник, который подарил ей трактир.

А дон Мартин вырос смуглым, стройным красавцем - в мать и унаследовал отцовскую страсть к любовным похождениям. И духовный сан его в этом ничуть не ограничивал. В 1529 г. он соблазнил Марию де Сервантес, чей отец, Хуан де Сервантес (дед писателя), служил герцогу. И до 1532 г. она оставалась его любовницей. От этого союза родилась девочка Мартина де Сервантес, по суду получившая право носить фамилию Мендоса. В 1532 г. Иньиго де Мендоса - сводный брат Мартина Цыгана и новый герцог Инфантадо - уволил Хуана де Сервантеса, и между двумя семьями началась судебная тяжба, закончившаяся победой Сервантесов.

Источник

+2

16

Немного о цыганских танцах в 16-17 вв.

Первые упоминания, что в Испании цыгане танцуют на религиозных праздниках появляются уже в 15 в. Однако, примерно до 1604 г. речь идет, в основном, о цыганках-танцовщицах. Это заметно отличает цыган от остальных участников праздничного шествия: в списках приводится, например, танец турок, танец черных рабов, танец индейцев и танец цыганок. Мужчины-цыгане начинают фигурировать в документах как танцоры с 1604 г. (это в Хаене, а в Севилье - примерно с 1613 г.). Что интересно, их обычно меньше, чем танцовщиц-женщин: 1604 г. - восемь танцовщиц, два танцора и два акробата; 1619 г. - шесть танцовщиц, мужчины-танцоры не упоминаются вообще, только трое акробатов; 1624 г. - шесть или семь танцовщиц и двое или трое мужчин с [музыкальными?] инструментами (непонятно, танцевали ли они тоже, или только играли); 1625 г. - девять танцовщиц и двое танцоров; 1626 г. - девять женщин и четверо мужчин - один из которых акробат, снова непонятно, танцуют мужчины или нет. В целом, преобладание женщин в таких труппах отмечается и далее, за исключением 1623 и 1629 гг., когда пол танцоров точно не указывается - и, теоретически, их число могло бы быть равным. В 1645 г. - вообще восемь цыганок и всего один цыган.

С чем это могло быть связано? Предположу, что с характерным для европейских цыган отношением к профессиональным танцам (которые не для собственного развлечения, а за плату - а речь в документах идет именно о таких представлениях). Это не мужское занятие. Совсем не мужское. Мне могут возразить: а как же испанское фламенко, а как же танцы русских цыган? А отношение к профессиональным танцорам в собственно цыганской среде двойственное. Ими очень гордятся - и в то же время считают, что они занимаются ребячеством (в России, в Румынии)/женскими штучками (в Испании).

Современная мужская партия фламенко - вполне маскулинна, и все равно, по свидетельству Хоакина Кортеса, цыганскому мальчику, решившему заняться танцами придется пережить травлю и попытки окружающих навязать ему женскую социальную роль: "Танцы - только для девочек. Хочешь танцевать - признай, что ты девчонка". Исторически, танцы, из которых выросло искусство фламенко - сарабанда, чакона, хакара и их разновидности - были даже более неоднозначными и, с точки зрения общества, чересчур фривольными. А такие их вариации, как капона ("танец евнуха") и мариона ("танец маленькой Марии"), или такой танец, как фолия, вообще, изначально обыгрывали нарушение гендерных стереотипов. И мужчина, танцевавший их, ставил себя в двусмысленное положение.

В начале и середине 20 в. испанское общество просто записывало танцоров фламенко в категорию "третий пол" - из-за манер, костюма и самого танца. Презрения в этом не было, только некоторая снисходительность. Социальное устройство Андалусии и Валенсии с Античности и до современности - в целом, необычное для Европы: с одной стороны, это мачизм (мужик должен быть мужиком), а с другой - возможность для мальчиков и юношей, не дотягивающих до стереотипа мачо, занять типично женскую нишу - дома, в церкви и в профессии, не подвергаясь при этом особой дискриминации. Другое дело, что нередко это был не свободный выбор, а навязанная семьей и окружением модель поведения, но это уже отдельная история.

Возвращаясь к танцам: цыгане-мужчины, танцующие с кастаньетами, в "наше" время, похоже, не упоминаются. Нашлись только цыганки и один цыганский ребенок. Цыгане 20 в. от кастаньет буквально шарахались, считая их исключительно женским атрибутом. Интересно, что первое упоминание кастаньет в источниках связано как раз с ряжеными в пастушков и пастушек церковными танцорами-мальчиками, о которых шла слава кастратов - со всеми стереотипами о кастратах (Испания, и правда, кастрировала мальчиков ради голосов, не меньше, чем Италия, однако своей оперы в Испании не было, поэтому об этом меньше пишут). Танцы (иногда и женские) в церквях и на паперти в "наше" время практиковались, особенно на юге Испании, вызывая негодование властей и иерархов. Но если за кастаньетами и закрепился какой-либо негативный образ, то дворянству он был неизвестен. И перенимая народные танцы, молодые идальго и дамы охотно танцевали с кастаньетами.

Итак, мужчин-танцоров среди цыган, судя по всему, было не очень много. С кастаньетами танцевали, похоже, в основном, цыганки. Но зато известны движения танца, который в "наше" время стал ассоциироваться именно с цыганами. И это сапатеадо, включавший чечетку, "игру ногами" и хлопки руками по подошвам сапог или башмаков. Эти хлопки руками по пяткам встречаются в современном фламенко, однако куда более они характерны для цыганской венгерки, еще известной как цыганочка. Тут напрашивается вывод, что вот она - исконно цыганская пляска, характерная для всех цыганских субэтносов, но нет. Движение сапатеадо входит и в вильяно - испанский крестьянский танец, и в канарио - танец канарских рабов, и, как утверждается, даже в мавританскую самбру. А потому, более вероятно, что цыгане переняли его у испанцев, а связь с цыганочкой - просто совпадение.

Источники выложу завтра

Отредактировано Диего де Мендоса (2024-02-11 08:43:34)

+3


Вы здесь » Французский роман плаща и шпаги » От переводчика » О цыганах, во Франции и в Испании