Француз цыганской национальности
Оказалось, что положение цыган во Франции существенно отличалось от положения их соплеменников в других странах западной Европы. Они были намного сильнее интегрированы в общество, меньше подвергались гонениям и с гордостью называли себя "французскими египтянами", подчеркивая что они добрые католики и уроженцы Франции. Вообще, период с XV по 60-е гг. XVII в. называют золотым веком французских цыган.
Вот типичная биография "французского египтянина" (1603 г.):
"Капитан" Жан де Ла Флёр - сын Жюльена и Анны, уроженцев Тийи-сюр-Мёз (Лотарингия). Католик. В возрасте 12 лет был отдан в лакеи местному дворянину. Военную карьеру начал в полку графа де Бурлотт, где прослужил 12 лет, затем дважды сменил полк. В настоящее время готовится присоединиться к армии г-на де Шателя вместе с людьми, находящимися под его началом (такими же лотарингскими цыганами). Состоял в незаконной связи с замужней женщиной, она родила ему пятерых сыновей, двое из которых учатся в коллеже.
"Капитанский чин" де Ла Флёра, возможно, не стоит принимать всерьез. Он такой же "капитан", как Алатристе у Переса-Реверте: начальник для своих людей, но не более. А вот остальные детали этой краткой биографии вызывают интерес.
Во-первых, семья де Ла Флёра и его подчиненные - более-менее оседлые цыгане. Они уроженцы Лотарингии (на протяжении минимум двух поколений) и покидают родные земли только, когда нанимаются на службу.
Во-вторых, они носят французские имена и фамилии и получили крещение.
В-третьих, для них естественно отдать ребенка в лакеи.
В-четвертых, они профессиональные солдаты.
И, наконец, у них есть деньги и возможность обучать детей в коллежах.
Эта картина совсем не напоминает жизнь тех цыган, которых описывал Куртиль, - кочующих из страны в страну, ворующих все, что плохо лежит, и скрывающихся от властей. Но Куртиль писал "Мемуары" в царствование Людовика XIV, когда привычный уклад жизни французских цыган был грубо разрушен. Пока до этого еще далеко - вернемся в "наше" время.
В начале XVII в. слово "египтянин" было синонимом наемника, кондотьера. 15-летний цыган Жак-Давид де Ла Фонтен в 1603 г. называет своим ремеслом войну. Большинство таких солдат сосредоточено в Бретани и Лотарингии, но и на Луаре, и в Иль-де-Франс они тоже встречаются. Религиозные войны не обошли цыган стороной, разделив их на два враждующих лагеря - католиков и протестантов. "Египтяне" целыми семьями нанимались на службу к дворянам, формируя гвардии. Служили они и королям - Генриху III и Генриху IV.
Такие частные армии в "наши" дни были у Конде, у семей де Роган-Гемене, де Лоррен, де Ла Тур, де Меридор, де Коссе-Бриссак, де Сен-Симон, де Леви, дю Белле, у герцога де Бельгарда и других - не таких известных. Цыгане, их жены и дети жили на землях своих покровителей и входили в их свиту. Крестьяне их недолюбливали - как недолюбливали бы любую ораву вооруженных наемников, которых надо кормить.
В мирное время цыганские гвардии охраняли своих господ и их владения, во время войны - следовали за господином в бой. А если дворянин поднимал бунт против короля - поворачивались против королевской армии. Как произошло в 1638 г., когда бретонские дворяне, братья Гуйон, выдвинули против королевских солдат свою гвардию и заставили их отступить. Цыгане активно участвовали во Фронде - за что и поплатились, когда юный Людовик XIV подрос.
Конечно не все "французские египтяне" были солдатами. Были среди них и зажиточные буржуа (Лотарингия, Юг Франции, возможно - и на других территориях) и профессиональные исполнители сарабанды (о них ниже). Заходя в лавку к Мари де Ла Фонтен, "мы" можем даже не догадываться, что почтенная лавочница - цыганка. Или что "наш" приятель по коллежу, Эркюль де Ла Рош - цыган. Они не отличаются от "нас" ни костюмом, ни манерами. Только в церковных книгах рядом с их именами стоит пометка "египтянин".
Все это не отменяет того факта, что во Франции были цыгане-контрабандисты, бандиты со Двора Чудес, нищие гадалки, пристающие к прохожим: "Дай погадаю!" Как были и французы-бродяги и преступники.
Теперь о танцорах. На Масленицу 1610 г. (22 февраля) г-н де Роган и маркиз де Ренсель ставят придворный балет "Les Bohemiens" на цыганскую тему. В нем танцевали не только дворяне, но и самые настоящие цыгане. Есть информация, что балеты с участием цыган ставились и раньше, и будут ставиться позже - на протяжении XVII в. Также цыганские труппы выступали в гостиных знати. Благодаря Тальману де Рео, мы знаем имя знаменитой цыганской танцовщицы его времени - Liance.
Что интересно, считается, что у цыган Северной Франции в "наши" дни не развита танцевальная и музыкальная культура. Их ремесло - война, а не пляска. А вот цыгане Страны Басков, Гаскони и Прованса (другая этническая группа) танцуют сарабанду и водят медведей. И местным жителям их пляски очень даже нравятся. После ведовского процесса, который де Ланкр устроил в Гаскони и на Баскских землях, часть цыган бежала вглубь страны. Возможно, это и есть наши танцоры.
И еще один интересный момент: в "наше" время из дунайских княжеств - Молдавии и Валахии - в Центральную Европу идет нелегальный траффик цыганских рабов (цыгане Молдавии и Валахии поголовно были крепостными). У меня нет сведений конкретно про Францию, но Францию и Валахию в XVI и начале XVII в. связывали дипломатические отношения. Поэтому часть этих рабов могла попадать и "к нам".
У меня только один вопрос: кому был нужен этот приток невольников? В Испании, где рабство существует, есть свои рабы - из колоний и из Северной Африки. Во Франции рабства нет. Валашские цыгане - умелые ремесленники и талантливые артисты. Но зачем они в Европе? Отнимать хлеб у местных мастеров? Единственный ответ, который я пока нахожу: в Европу могли вывозить молодежь - для продажи в бордели. Печально известный факт, что цыганских девочек в Валахии с 12 лет принуждали к проституции. А еще они танцуют те самые фривольные танцы, которые так популярны по всему Востоку (дунайские княжества испытали сильное османское влияние). Для европейцев это экзотика.
Поэтому, господа, если встретите в Париже юную жрицу любви, которая едва говорит по-французски - это вполне может быть валашская цыганка. У цыган с Дуная совсем другой менталитет. Они с XIV в. в рабстве, которое было куда более жестоким, чем турецкое, и они боятся "белых людей".
Золотой век "французских египтян" закончился в 1682 г., когда Людовик XIV и Кольбер, борясь с частными армиями вельмож, запретили дворянам и магистратам давать убежище цыганам в своих владениях - под угрозой конфискации земель в пользу казны или лишения должности (для магистратов). И масса солдат, не знающих никакого другого ремесла, кроме войны, оказалась на улице с женами и детьми. Без крова над головой, без работы, да еще без возможности завербоваться в королевскую армию. Они теперь были вне закона, потому что рядом с их именам в церковных книгах стояла приписка "египтянин", и должны были покинуть страну. Франция выгоняла своих цыган, которые отчаянно пытались доказать, что они французы.
Франс Хальс "Цыганка" (1630 г.)
Возможно, художник выбрал в качестве натурщицы голландскую девушку. Но в это время даже кочевые цыгане начинают носить европейское платье. Поэтому ничего удивительного в таком наряде нет.
Наряд цыганки-кочевницы мог дополнять традиционный элемент - покрывало, перекинутое через плечо и иногда - тюрбан.
Симон Вуэ "Гадалка" (ок. 1618 г.)
Караваджо "Гадалка" (ок. 1594-1595)
Жорж де Ла Тур (1593-1652, Вик-сюр-Сей, с 1646 г. - королевский живописец) "Гадалка" (1630-е, картина могла изображать сцену из театральной постановки).
А не цыган ли сам художник? Сведений он нем практически нет, но место рождения и фамилия позволяют это предположить. Такие фамилии носили цыгане семьи де Ла Тур и цыгане из Ла Турландри (земли Роганов и их соседей). Кроме того, искусствоведы считают, что всех своих Магдалин Ла Тур рисует цыганками.
Интересные детали картины:
1) и у старухи, и у одной из молодых цыганок оставлены пряди на висках, у молодой цыганки они заплетены жгутом. Это традиционная женская прическа, в языке валашских цыган называющаяся "амболдинари". Носили ее и европейские цыганки - она отмечена уже на самых ранних изображениях. Сегодня она характерна только для замужних женщин. Но на молодой цыганке нет головного убора - еще одного атрибута замужней дамы. Поэтому ее статус не совсем понятен. Невеста? Блудница? Хотя есть описания замужних цыганок "нашего" времени, которые ходили простоволосыми.
2) в пальцах старухи не монета (плата за гадание), а серебряный амулет, с помощью которого она входит в транс. Бытовое колдовство было широко распространено в Лотарингии в "наши" дни. Колдовали и жены солдат-цыган, и крестьянки-француженки. Знать увлекалась оккультными науками и потому покрывала цыганских ведьм и знахарок. Это привело к ряду ведовских процессов. Покровитель Ла Тура, Белланж, погиб на костре. Чуть позднее был обвинен фаворит герцога Лотарингского.
И, похоже, еще одна лотарингская цыганочка - Жак Белланж (ок. 1575-1616, художник герцогов Лотарингских, гравер) "Садовница" (ок. 1602-1612).
Считается, что Ла Тур основывался на этом образе, когда писал цыганку в платке.
Отредактировано Rotondis (2020-10-18 12:48:12)