Французский роман плаща и шпаги зарисовки на полях Дюма

Французский роман плаща и шпаги

Объявление

В середине января Французскому роману плаща и шпаги исполнилось 17 лет. Почитать воспоминания, связанные с нашим пятнадцатилетием, можно тут.

Продолжается четвертый сезон игры. Список желанных персонажей по-прежнему актуален, а о неканонах лучше спросить в гостевой.

Текущие игровые эпизоды:
Посланец или: Туда и обратно. Январь 1629 г., окрестности Женольяка: Пробирающийся в поместье Бондюранов отряд католиков попадает в плен.
Как брак с браком. Конец марта 1629 года: Мадлен Буше добирается до дома своего жениха, но так ли он рад ее видеть?
Обменяли хулигана. Осень 1622 года: Алехандро де Кабрера и Диего де Альба устраивают побег Адриану де Оньяте.

Текущие игровые эпизоды:
Приключения находятся сами. 17 сентября 1629 года: Эмили, не выходя из дома, помогает герцогине де Ларошфуко найти украденного сына.
Прошедшее и не произошедшее. Октябрь 1624 года, дорога на Ножан: Доминик Шере решает использовать своего друга, чтобы получить вести о своей семье.
Минуты тайного свиданья. Февраль 1619 года: Оказавшись в ловушке вместе с фаворитом папского легата, епископ Люсонский и Луи де Лавалетт ищут пути выбраться из нее и взобраться повыше.

Текущие игровые эпизоды:
Не ходите, дети, в Африку гулять. Июль 1616 года: Андре Мартен и Доминик Шере оказываются в плену.
Autre n'auray. Отхождение от плана не приветствуется. Май 1436 года: Потерпев унизительное поражение, г- н де Мильво придумывает новый план, осуществлять который предстоит его дочери.
У нас нет права на любовь. 10 марта 1629 года: Королева Анна утешает Месье после провала его плана.
Говорить легко удивительно тяжело. Конец октября 1629: Улаф и Кристина рассказывают г-же Оксеншерна о похищении ее дочери.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Этикет

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

--

Подпись автора

Qui a la force a souvent la raison.

0

2

Основы сценического движения. 21. Стиль поведения западноевропейского общества XVII столетия

            В начале занятий по этому разделу проводится беседа. Надо в общих чертах охарактеризовать эпоху феодального общества позднего Возрождения, касаясь главным образом отношений внутри феодальной семьи и отношений этой семьи к слугам, горожанам и крестьянству.
           
            Затем рассказываем о конструкции мужского костюма XVII века. На тело надевалась белая полотняная рубашка и чулки или трико. Штаны носили совсем короткие, с буфами, или до колена, на завязках. На рубашку надевался колет – бархатная, парчовая или суконная куртка. Ткань колета зависела от бытовых условий, в которых находился мужчина, от времени года, материального положения и других причин. На ноги надевали высокие кожаные сапоги, расширенные кверху – ботфорты – с длинными шпорами. На плечи набрасывался большой плащ. На голове носили широкополую шляпу, украшенную перьями. На левом боку с помощью портупеи была подвешена шпага в ножнах.
           
            Упражнение 133. Изучение мужской походки.
           
            Исходное положение: построение “стайкой”; ноги расставлены на ширину 10–15 см, стопы параллельны. Такое положение ног было вызвано тем, что верхняя широкая часть ботфорта спадала от бедра до колена; образовывались так называемые “раструбы”, которые и вынуждали держать ноги расставленными. Стопы приходилось ставить параллельно и потому, что к каблукам были приделаны длинные шпоры; если бы походка была нормальной для нашего времени, т. е. с развернутыми носками, то шпоры ударяли бы в подъем другой ноги. Все это педагог объясняет учащимся. Техника исполнения. Мысленно представить, что на полу прочерчены две параллельные линии на расстоянии 10–15 см одна от другой, т. е. так, как поставлены ноги. Под музыку, делая один шаг на каждую четверть, идти вперед, ставя пятки и носки по этим линиям (одна нога идет по одной воображаемой линии, другая – по другой). Идти следует большими шагами. Походка должна быть тяжелой, широкой и качающейся. Корпус чуть-чуть наклонен вперед, плечи развернуты, живот подтянут, голова поднята.
           
            Упражнение 134. Типичные положения тела в позах стоя и в ходьбе.
           
            Исходное положение то же, что в упражнении 133.
           
            Положение ног:
           
            а) ноги широко расставлены (приблизительно на ширину плеч), колени выпрямлены;
           
            б)  тяжесть тела перенесена на одну ногу, другая свободно отставлена в сторону;
           
            в) тяжесть тела на одной ноге, а другая выставлена вперед. Несколько раз повторить эти положения тела и ног.
           
            Положения рук:
           
            а) руки скрещены на груди (сложить их так, чтобы кисть одной руки уходила под локоть другой, а кисть другой лежала на локте первой, – рис. 58, а);
           
            б) правая рука на поясе, кисть ее сжата в кулак, левая лежит на эфесе шпаги (рис. 58, б);
           
            в) обе руки лежат на эфесе шпаги (рис. 58, в);
           
            г) обе слегка согнутые в локтях и положенные кисть на кисть руки находятся снизу-спереди (рис. 58, г);
           
            д) обе руки заложены за спину (рис. 58, д). Несколько раз повторить эти положения рук, а затем соединить их с положениями ног в различных сочетаниях.
           
            После изучения этих поз снова начать упражнение в ходьбе. Идти вперед четвертями 15 шагов, а на 16-ю долю остановиться, приняв любую разученную позу. Повторить этот вариант несколько раз.

            https://lh3.googleusercontent.com/-kxXxzRSaO_c/Tj6evoCaTxI/AAAAAAAACMQ/xjnde3qlAHA/s800/58.jpg
           
            Упражнение 135. Изучение техники поворота по дуге.
           
            Этот поворот исполнялся за четыре шага. Тренировать повороты удобно, если предложить ученикам ходить по рисунку восьмерки. Преподаватель заранее предупреждает, в какую сторону надо будет делать поворот. Например: идти по диагонали 8 шагов, затем сделать за 4 шага поворот влево; идти еще 12 шагов, но уже по другой диагонали и сделать за 4 шага поворот вправо. Затем, выполнив 3 шага вперед, остановиться в любой из поз (остановка должна совпадать с последней долей музыкальной фразы).
           
            Упражнение 136. Мужской поклон.
           
            Исходное положение: построение “стайкой”; правая рука у всех поднята вперед.
           
            а) Движения рук при поклоне.
           
            1) На счет “раз-два” – отвести правую руку в сторону; на счет “три-четыре” – приложить кисть руки к сердцу; на счет “пять-шесть” – отвести руку в сторону – вниз; на счет “семь-восемь” – положить руку на пояс, кисть в кулаке. Выполнить эти движения под музыку 4 раза подряд. Затем делать то же, но при этом следить, чтобы рука была чуть ослаблена в локтевом и лучезапястном суставах.
            2) Выполнять те же движения правой рукой, присоединяя к ней левую: на счете “три”, левую руку приложить к сердцу вместе с правой; на счете “пять” обе руки развести в стороны, не поднимая их выше плеч; на счете “семь” правую руку положить на бок, а левую – на эфес шпаги или обе руки положить на эфес шпаги.
           
            б)    Движения ног при мужском поклоне. Исходное положение: стоять с чуть расставленными ногами, стопы параллельны, руки на поясе. Техника исполнения. На счет “раз-два” – сделать шаг левой ногой назад, развернув стопу носком наружу; на счет “три-четыре” – присесть на левой ноге и отклонить туловище назад (правая нога при этом должна быть прямой); на счет “пять-шесть” – оставляя ноги в этом положении, наклониться вперед к правой ноге (поклониться); на счет “семь-восемь” – выпрямить ноги и туловище, причем правой ногой сделать удар в пол около левой ноги, но так, чтобы воображаемая шпора не задела эту ногу. Повторить движения ног несколько раз.
           
            в)    Соединить движения рук и ног. Повторить технику всего поклона до свободного исполнения.
           
            г)    Техника исполнения двойного поклона. На счет “раз-два” – сделать левой ногой шаг назад и отвести правую руку в сторону; на счет “три-четыре” – присесть на левой ноге, туловище чуть отклонить назад, приложив обе руки к левой стороне груди; на счет “пять-шесть” – наклонить туловище вперед и развести руки в стороны; на счет “семь-восемь” – стоять в
            положении поклона (пауза). Далее исполнить второй поклон, для чего на счет “раз-два”, выпрямляясь и перенося тяжесть тела на левую ногу, приставить правую стопу к левой, а руки
            приложить к левой стороне груди (к сердцу); на счет “три-четыре”, делая шаг назад левой ногой и приседая на ней, опять наклониться вперед, разведя руки в стороны; на счет “пять-шесть” – выпрямиться, перенося тяжесть тела на левую ногу и приставляя к ней правую с ударом ею в пол (в этот момент руки принимают положение любой из поз стоя); на счет “семь-восемь” – стоять в позе (пауза).
           
            д)    Техника исполнения тройного поклона. Вначале разучиваем технику специального прыжка. Исходное положение – поза поклона, т. е. присесть на левой ноге, правая нога (вы
            прямленная) впереди, туловище наклонено вперед, – по руки на поясе. Техника исполнения:
            1) Поставить правую ногу за левую, затем левую перенести назад, вытягивая правую в колене, т. е. вернуться в исходное положение. Повторить несколько раз.
           
            Выполнить те же шаги назад, но прыжком, т. е., оттолкнувшись левой ногой, приземлиться на правую, после чего поставить левую ногу сзади в исходное положение. Повторить прыжок несколько раз.
           
            Выполнять те же прыжки, но в момент отрыва выпрямить туловище, посмотрев прямо перед собой, а к моменту приземления, т. е. возвращения в исходное положение, – наклониться вперед.
           
            Выполнять прыжки назад с выпрямлением туловища, но включив в это движение руки. Когда делается прыжок назад и тело выпрямляется, руки надо прижать к сердцу; когда происходит приземление, развести руки в стороны. Повторить упражнение несколько раз.
           
            Выполнение тройного поклона: исполнить двойной поклон и добавить к нему еще один поклон с прыжком. Весь тройной поклон выполняется на 4 такта музыкального сопровождения. На счет “раз-два” – отступить левой ногой назад, правую руку отвести в сторону; на счет “три-четыре” – присесть на левой ноге, отклонив туловище назад; правую ногу держать прямой, а руки приложить к сердцу; на счет “пять-шесть” – туловище наклонить вперед, руки развести   в стороны; на счет “семь-восемь” – стоять в позе первого поклона (пауза). На счет “раз-два” – выпрямиться, приставив правую ногу к левой (стопы параллельны), а руки приложить к груди; на счет “три-четыре” – отступая левой ногой назад, присесть на ней, наклонившись вперед и разведя руки в стороны  (второй поклон); на счет “пять-шесть” – сделать прыжок назад (третий поклон); на счет “семь-восемь” – выпрямиться и принять одну из поз стоя.
           
            Выполнить движения по следующей схеме: идти вперед 7 шагов (четвертями); на 8-й четверти остановиться, вытянув вперед правую руку – к воображаемому человеку, к которому будет обращен поклон; левая кисть положена на эфес шпаги; из этой позы выполнить тройной поклон.
           
            Тренировочная схема: идти вперед 7 шагов четвертями, на 8-й. четверти остановиться, вытянув вперед правую руку, сделать тройной поклон, идти вперед еще 7 шагов и сделать обычный  поклон.  Повторить  упражнение  несколько  раз.
           
            Методические указания. Ходьба и поклоны должны выполняться точно под музыку; ходьба выполняется в четвертных, а поклон в половинных долях. Все движения широкие, свободные, мужественные. В процессе освоения первого поклона можно сочетать движения со словами: при первом движении – “Сударь”, при втором – “мое сердце”, при третьем – “ваше!” После освоения и точной разритмовки предложенных схем следует создавать простейшие сюжетные обстоятельства – например, сыграть “приход к королю”.
           
            Мужские поклоны и походку изучают и девушки, так как в классической драматургии встречаются роли, в которых женщины, переодевшись в мужской костюм, должны создавать подобие мужской пластики поведения (“Двенадцатая ночь” Шекспира, “Слуга двух господ” Гольдони и др.).
           
            После изучения мужского костюма и поклонов переходим к схеме женского костюма XVII столетия.
           
            В XVII веке женщины носили корсет, несколько выгибавший туловище назад и приподнимавший грудь. Под верхнее платье надевались две нижние юбки – одна из толстой, грубой холщовой ткани и вторая из мягкой белой ткани. Поверх юбок надевалось платье. Оно имело обтяжной лиф и длинную юбку из плотной тяжелой ткани – парчи, бархата, сукна. Платье имело длинный шлейф. Чем знатнее дама, тем длиннее был шлейф. Ноги обувались в туфли на широком небольшом каблуке.
           
            Упражнение 137. Изучение женской осанки и походки.
           
            Осанка: плечи отклонить назад, голову высоко поднять. Руки сложить кисть на кисть под грудью, локти отвести в стороны (рис. 59).

            https://lh4.googleusercontent.com/-brI0ol8GmZ4/Tj6evAOlQHI/AAAAAAAACMQ/X-gkcHcrhZ4/s400/59.jpg

            Походка обычная, т. е. ступать надо с каблука, носки чуть развернуты. Перед тем как пойти, женщина должна была слегка присесть и, взяв руками платье на уровне середины бедер, поднять его настолько, чтобы подол не лежал на полу. Останавливаясь, женщина, опускала юбку,_ и тогда подол ложился на пол. Подхватывали юбку одной или двумя руками (рис. 60, а, б).

            https://lh3.googleusercontent.com/-IY2umYadPGI/Tj6mWDA8CBI/AAAAAAAACMs/7I1WVNqbIdA/s800/60.jpg
           
            Упражнение 138.  Женский поклон.
           
            а) Обычный поклон. Исходное положение: левая рука поддерживает юбку спереди, правая выставлена вперед с чуть ослабленным локтевым суставом и кистью. Техника исполнения. На счет “раз-два” – сделать небольшой шаг левой ногой назад, правую руку отвести в сторону (рис. 61, а). На счет “три-четыре” – присесть на левой ноге, а руку приложить к сердцу (рис. 61, б). На счет “пять-шесть” – правую руку отвести в сторону и наклонить голову (рис. 61, в). На счет “семь-восемь” – поднять голову, правую ногу приставить к левой и опустить юбку.

            https://lh3.googleusercontent.com/-D60rBO8_3nw/Tj6exHlUnQI/AAAAAAAACMQ/McvOQatShYo/s800/61.jpg
           
            б)    Двойной женский поклон. Исходное положение то же.
            Техника исполнения. Выполнить поклон, как указано выше, но на счете “семь-восемь” руку оставить отведенной в сторону. Затем на счете “раз-два” – сделать правой ногой шаг назад, а правую руку приложить к груди (к сердцу). На счете “три-четыре” – присев на правой ноге, отвести руку в сторону и наклонить голову вперед. На счете “пять-шесть” – поднять голову, приставив левую ногу к правой. На счете “семь-восемь” – сложить руки под грудью кисть на кисть. Методические указания. Правую руку следует отводить в сторону, слегка согнув ее в локте и со свободной кистью. Шаги назад выполняются по полукругу через сторону, – это позволяет удобно отодвигать, юбки назад.
           
            в)    Тренировочное упражнение. Схема: 7 шагов вперед – двойной поклон – еще 7 шагов вперед – простой поклон. Приостановке (на 8-м счете) правую руку надо вынести вперед.
            Ходьба исполняется в четвертях, а поклоны в половинах.
           
            Упражнение 139.
           
            Юноши и девушки идут навстречу друг другу 7 шагов, на 8-м счете останавливаются (при этом не следует подходить друг к другу ближе чем на 1,5 м). В следующих восьми четвертях музыкального сопровождения кавалер кланяется даме простым поклоном (она только смотрит на него). В следующие 8 четвертей она тоже кланяется ему простым поклоном. Далее, подхватывая правой рукой юбку и поворачиваясь вправо, она медленно (за 4/4) протягивает левую руку вперед. В следующем такте он подходит к ней и правой рукой берет ее левую руку за запястье (рис. 62).

            https://lh3.googleusercontent.com/-gxAQCM6l1KQ/Tj6ew_QdB8I/AAAAAAAACMQ/kBQOTbCeP-E/s400/62.jpg

            Они идут 8 шагов вперед (он ведет ее). Потом он останавливается, но рукой проводит даму влево, разворачивая к себе лицом (ставит против себя) и отпуская ее руку. Этот поворот выполняется также за 8 четвертей. После этого кавалер и дама одновременно кланяются друг другу: он делает тройной поклон, а она – двойной. После третьего поклона он поворачивается и уходит.
           
            Изучаем еще один элемент одежды – большой испанский плащ. Изготовлялся он из плотной и тяжелой ткани и имел подкладку. В развернутом виде плащ образует полукруг. Длина плаща соответствовала росту человека от верхнего шейного позвонка до пола. Завязки пришивались на уровне плеч. Женщины, монахи и крестьяне носили плащ наброшенным на оба плеча и завязанным на шее. Дворяне-мужчины носили плащ наброшенным на левое плечо, правая пола проходила подмышкой.
           
            Упражнение 140. Надевание и снимание плаща.
           
            Построение “стайкой”. Плащ расстелить на полу изнанкой вверх. Взять тесемки примерно в 15–20 см от самого плаща. Прижимая левую руку к левому плечу, правую руку с плащом пронести над головой влево-назад за себя и провести тесьму подмышкой. Завязать тесемки на груди, сделав одну петлю. Плащ оказывается накинутым на левое плечо. Затем снять плащ следующим образом: правой рукой потянуть за короткий конец тесьмы   (развязать  петлю);  потом, зацепив большим пальцем узел сверху, провести его вниз и таким образом развязать узел. Одновременно левой рукой взять ткань плаща сзади на уровне поясницы со стороны изнанки и потянуть вниз; после этого отвести руку с плащом в сторону. Подбросив плащ вверх, поймать его на предплечье левой руки. Плащ можно также забросить на правое плечо, или подхватить на правую руку, или сбросить на пол.
           
            Методические указания. После того как техника надевания и снимания плаща изучена, следует тренировать эти действия под музыкальное сопровождение. Далее педагог говорит, что, когда плащ надет, его полы следует придерживать руками. Для этого сначала надо вытянуть обе руки вперед, повернув ладони назад. Руки должны оказаться совершенно вытянутыми вниз. Из этого положения удобно взять каждую полу соответствующей рукой. Что бы кавалер .ни делал, он всегда придерживал плащ. После этого пояснения повторяем все ранее разученные позы с плащом.
           
            Упражнение 141. Ходьба в плаще.
           
            Построившись “стайкой”, учащиеся выполняют ходьбу с поворотами по дуге. Заканчивая ходьбу, на последней доле музыкального сопровождения останавливаются в любой стилевой позе (плащ не выпускать из рук)
           
            Упражнение 142. Подбрасывание и запахивание плаща.
           
            Исходное положение: свободная поза; плащ надет на левое плечо и под правую руку, тесемки завязаны на груди, руки опущены и держат полы плаща (рис. 63, а). Техника исполнения.
           
            а) На счет “раз-два” – правой рукой подбросить правую полу плаща и подхватить ее на предплечье этой же руки (рис. 63, б). На счет “три-четыре” – выпрямляя локоть и опуская руку вниз-направо, сбросить плащ с предплечья и сразу же взяться пальцами за правую полу. То же сделать левой рукой (рис. 63, в). Затем выполнить эти подбрасывания одновременно с ходьбой (ходить в четвертных долях музыкального сопровождения).

            https://lh5.googleusercontent.com/-RuW8WPWrTKs/Tj6exqH4F4I/AAAAAAAACMQ/B4_yT_3aGmc/s800/63abv.jpg
           
            б)    На счет “раз-два” – подбросить правую полу, подхватив ее предплечьем правой руки; на счет “три-четыре” – то же сделать левой рукой; на счет “пять-шесть” – одновременно разгибая локти, сбросить плащ; на счет “семь-восемь” – взяться за полы плаща. Затем следует соединить эти подбрасывания с ходьбой.   
           
            в)    На счете “раз” – забросить полу плаща правой рукой на правое плечо. На счет “два” – положить свободную руку на пояс, кисть сжата в кулак (рис. 63, г). На счет “три-четыре” – подбросив полу левой рукой, подхватить ее на предплечье. На счет “пять-шесть” – снять плащ с правого плеча правой рукой и одновременно, разгибая локоть, сбросить полу с левого предплечья. На счет “семь-восемь” – обеими руками взяться за полы.   
           
            г)    На счет “раз-два” – запахнуть полу плаща правой рукой влево на эфес шпаги; левая рука в это время находится на эфесе (рис. 63, д). На счет “три-четыре” – стоять в этой позе (пауза). На счет “пять-шесть” – открыть полу правой рукой. На счет “семь” – положить руку на пояс. На счет “восемь” – стоять в позе. Сделать то же левой рукой (на счете “семь” левую руку положить на эфес шпаги). Выполнить эти движения в сочетании с ходьбой.
           
            д)    На счет “раз” – забросить правой рукой полу плаща на левое плечо. На счет “два” – свободную правую руку поставить на пояс (рис. 63, е). На счет “три-четыре”,– снять полу плаща с плеча, оставив левую руку на эфесе шпаги. Выполнить эти движения вместе с ходьбой.

            https://lh5.googleusercontent.com/-t7spSJM3Uvw/Tj6eyXQ9OuI/AAAAAAAACMQ/3OqF7fvSlTs/s800/63gde.jpg
           
            е)    На счет “раз-два-три-четыре” – правой рукой медленно поднести полу плаща к поясу слева. На счет “пять-шесть-семь-восемь” – забросить полу плаща левой рукой на правое плечо.
            На счет “раз-два-три” – снять полу левой рукой. На счет “четыре” – положить эту руку с плащом на эфес шпаги. На счет “пять-шесть-семь” – открыть полу правой рукой. На счет
            “восемь” – положить руку с плащом на пояс. Выполнить все эти движения в сочетании с ходьбой. После того как выучены подбрасывания и запахивания, повторить все поклоны в плащах.
           
            Все схемы  поведения,  описанные выше, выполнить с плащом.
           
            Затем учимся обращению с широкополой мужской шляпой. Шляпа делалась из плотного фетра и украшалась перьями. Носили такую шляпу, надвинув на правое ухо.
           
            Упражнение 143. Снимание и надевание шляпы и поклон со шляпой.
           
            а) Снять шляпу. Исходное положение: шляпа на голове, надвинута на правое ухо. Техника исполнения. Положить правую руку так, чтобы предплечье оказалось на полях шляпы спереди и сверху; взяться за поля над левой бровью; при этом большой палец должен оказаться сверху, а остальные снизу. Снять шляпу и отвести ее вправо-вверх, разворачивая кисть пальцами вниз так, чтобы рука оказалась сверху, а тулья шляпы была направлена в сторону человека, которому будут кланяться. Снятую шляпу можно повесить на эфес шпаги или положить на согнутую в локте и чуть отведенную в сторону левую руку – как на поднос, или бросить слуге либо на кресло, или, если приветствие происходит на улице, надеть на голову. (Все действия со шляпой после снятия ее с головы зависят от того, в каких обстоятельствах находится кавалер и кому он кланялся.)
           
            б)    Надеть шляпу. После того как выполнено приветствие, кавалер хочет надеть шляпу; для этого он должен: разворачивая кисть пальцами вверх, перенести шляпу за руку (тулья окажется за предплечьем); затем., сгибая локоть, надеть шляпу так, чтобы рука пришла в то положение, какое было при снимании, т. е. кисть руки оказалась бы над левой бровью.
           
            в)    Поклон со шляпой. Исходное положение: шляпа надета, правая рука придерживает поля. Техника исполнения. На счет “раз-два”, делая шаг левой ногой назад и сняв шляпу, отвести ее в сторону – вверх (рис. 64, а); на счет “три-четыре”, перевернув шляпу поворотом правой кисти так, чтобы она оказалась тульей вперед, приложить руку со шляпой к груди слева (рис. 64, б); присесть при этом на левой ноге и отклонить плечи назад; на счет “пять-шесть” наклониться вперед, отвести правую руку со шляпой в сторону; шляпу опустить так, чтобы тулья смотрела вперед (рис. 64, в). На счет, “семь-восемь”, выпрямляясь, надеть шляпу (или повесить ее на эфес шпаги, положить на кресло, отдать слуге и т. д.). Таким образом выполняются двойной и тройной поклоны.

            https://lh6.googleusercontent.com/-nQ3hDZgou4w/Tj6eyqvxXQI/AAAAAAAACMQ/V0XpWYo316k/s800/64.jpg
           
            После изучения техники обращения со шляпой выполняются все действия со шляпой и в плаще. Прежде чем взяться за шляпу, забрасываем полу плаща на руку или на плечо.

Отсюда по наводке с Дюмании

Подпись автора

Qui a la force a souvent la raison.

+1