Для гг. моряков и сочувствующих
Морское дело и заокеанские колонии: корабли, маршруты, порты и пр.
Сообщений 1 страница 13 из 13
Поделиться22017-12-15 03:08:03
Карта Новой Франции 1612 года, выполненная Самюэлем де Шампленом:
- Подпись автора
Qui a la force a souvent la raison.
Поделиться32017-12-18 02:38:53
В наше время, чтобы обеспечить нужды Квебека, хватало двух-трех кораблей в год. С 1663 года, когда Новая Франция стала королевской колонией, число заходящих в порт французских кораблей стало расти. Так, в 20-е и 30-е годы XVIII века Квебек ежегодно принимал уже до десятка судов.
Источник: "Historical Atlas of Canada", Geoffrey J. Matthews (University of Toronto Press, 1987).
Поделиться42017-12-18 03:39:24
О Тортуге.
Французские, английские и голландские пираты и контрабандисты не сразу облюбовали Тортугу. Поначалу они предпочитали наведываться на соседний остров - Эспаньолу, где торговали с испанскими колонистами.
"После того как в XVI веке испанские конкистадоры частично уничтожили, а частично вывезли индейское население Тортуги на «большую землю» (то есть на Эспаньолу), туда время от времени стали наведываться испанские рыбаки с Больших Антильских островов, а также французские, английские и голландские контрабандисты и пираты.
В 1582 году у северного побережья Эспаньолы появилось небольшое французское судно «Лион», отправившееся из Гавра сначала в Африку, на реку Сенегал, а затем в Вест-Индию. Экипаж этого судна занимался контрабандной скупкой шкур, когда на горизонте неожиданно появились две испанские галеры, посланные из Санто-Доминго. С криками «Да здравствует король!» испанцы стремительно атаковали французов и после короткой стычки захватили некоторых из них в плен. Те, кому посчастливилось унести ноги, укрылись на Тортуге, где провели несколько тревожных недель. В конце концов их подобрал другой французский корабль, сам факт появления которого наводит на мысль о возможности достаточно частых посещений тех мест противниками Испании.
Год спустя две дюжины пленных французов, которые использовались в качестве гребцов на сторожевой галере в Санто-Доминго, смогли каким-то чудом освободиться от цепей и, перебив охрану, сбежать на Тортугу."
Испания была не в восторге от проворачиваемых под носом у властей сделок и попыталась решить проблему, заставив колонистов переселиться в другую часть Эспаньолы, поближе к Санто-Доминго, где можно было бы пресекать подобную торговлю.
Однако принятые меры поспособствовали в итоге не искоренению проблемы, а лишь ее передислокации. Опустевшие северное и западное побережья оказались облюбованы пиратами, а некоторые из контрабандистов и охотников перебрались на Тортугу, где продолжили торговать с иностранцами копченым мясом и шкурами.
Позднее гавани Тортуги стали еще и местом вывоза красного ("бразильского") дерева все теми же французами, голландцами и англичанами. Помимо контрабандистов к острову наведывались и пиратские суда.
"...Желая положить конец «преступным» сделкам испанских колонистов с заезжими иностранными авантюристами, разгневанный король Испании распорядился переселить всех жителей северного и западного побережья Эспаньолы на южный берег. Приказ был принят к исполнению губернатором и президентом аудиенсии Санто-Доминго доном Антонио Осорио в августе 1605 года. Следствием предпринятых им драконовских мер стало запустение таких некогда цветущих гаваней, как Пуэрто-Плата, Байяха, Ла-Ягуана (будущий Леоган) и Монте-Кристи. Часть испанских контрабандистов и охотников (белых, метисов, негров и мулатов), не желая мириться с произволом властей, взбунтовалась и в 1606—1607 годах перебралась на Кубу и на Тортугу, где продолжала сбывать иностранцам копченое мясо и шкуры. По подсчетам специалистов, ежегодно контрабандной торговлей в этом регионе занимались от 25 до 30 иностранных кораблей, причем большинство из них (не менее 20) принадлежали голландцам.
После 1610 года голландцы, французы и англичане стали использовать гавань Тортуги для вывоза с острова ценного красного дерева, именуемого в документах той эпохи «бразильским деревом». Кроме того, они продолжали охотиться здесь на многочисленных одичавших свиней, из-за чего остров стал известен среди моряков под названием острова Свиней. Соль, необходимую для приготовления копченого мяса, они добывали на месте или на мысе Сан-Николас — северо-западной оконечности Эспаньолы, расположенной примерно в 40 милях от побережья Тортуги. Нередко в ее гавани останавливались и пиратские суда. Известными французскими корсарами, посещавшими Эспаньолу и Тортугу между 1610 и 1620 годами, были Ришар Муйен, Жак Аппарок, Жак Ле Льевр, Никола Препен, Пьер Нормандец, Шарль Флёри, Жан де Монтрейль и Жорж де Нагэ де Сен-Жорж.
Сохранились также отрывочные сведения о пребывании в указанном регионе английских пиратов. Так, из письма губернатора Кубы дона Франсиско де Венегаса королю Испании (от 3 августа 1621 года) явствует, что отправленные им в крейсерство два сторожевых галеона захватили на рейде Тортуги английский пиратский фрегат с командой из 25 человек. Всех пленных англичан испанцы повесили за то, что они в течение трех лет разбойничали в окрестных водах.
В 1627 году, посетив остров Сент-Кристофер в группе Наветренных островов, к берегам Тортуги подошел французский 120-тонный корабль «Сен-Пьер» из Гавра. Экипаж его насчитывал 27 человек. Из сохранившихся документов явствует, что целью этого визита была заготовка «бразильского дерева». В 1628 году с аналогичной целью Тортугу посетил французский корабль «Сен-Тома», также приписанный к Гавру. Как и «Сен-Пьер», он пожаловал сюда после предварительного захода на Наветренные острова."
Источник: "Пираты острова Тортуга", Виктор Губарев.
Поделиться52020-09-19 22:06:10
Про галеры:
Это, правда, французский флот, следующее царствование и по-английски, но зато анимация красивая)
Отредактировано Алехандро де Кабрера (2020-09-19 22:06:31)
Поделиться62020-09-23 14:07:52
Нашлась и испанская галера. Реплика, правда, но зато сразу Real, флагман битвы при Лепанто
Отчет с фотографиями смотреть здесь
Еще немного про флагманские галеры, они больше обычных (привет, Кэп!)
Отредактировано Алехандро де Кабрера (2020-09-23 15:15:16)
Поделиться72020-09-25 11:57:02
Друзья принесли замечательное: панорамные фотографии из музея "Вазы", шведского корабля начала XVII века, затонувшего едва выйдя из гавани в 1628 году.
И видео модельки.
И что-то вроде экскурсии по реплике Батавии, нидерландского корабля 1628 года:
"Батавия" на гравюре 1647 года
Отредактировано Алехандро де Кабрера (2020-09-25 12:02:02)
Поделиться82020-09-26 16:43:06
Книги про испанский флот:
Галеры от средневековья до нового времени
Испанские галеоны 1530 — 1690
Governing the Galleys: Jurisdiction, Justice, and Trade in the Squadrons of the Hispanic Monarchy (Sixteenth-Seventeenth Centuries)
Про устройство галеры и повседневную жизнь,
https://naukatehnika.com/grebczyi-voenn … kovya.html
Важно:
Галеры были очень дорогими судами. Из-за гребцов им требовались громадные команды, которые не только надо было обслуживать, но которые и нелегко было добыть, а если гребцов рекрутировать из свободных людей, то это поглощало бы бесчисленные суммы. Частный судовладелец не мог позволить себе владеть галерой.
Про османские галеры:
Галера як основний корабель військового флоту Османської імперії кінця XVI – першої половини XVII ст.: до проблеми реконструкції
Про морские битвы на Леванте: Naval wars in the Levant, 1559-1853
Отредактировано Алехандро де Кабрера (2020-09-27 14:12:27)
Поделиться92020-09-27 14:19:18
Вот тут есть собранные в одном месте выжимки про герцога Осуну из книги Сергея Махова и Эдуарда Созаева Сокрушение империи.
Я говорил сеньору Агилару уже: самому Махову я не очень верю в подробностях, которые касаются Испании (чтоб далеко не ходить, он в этой книге в Филиппах запутался), но чтобы знать, что искать, он очень полезный. А еще там есть вот такой список:
Флот герцога Осуны под командованием адмирала Франсиско де Рибера в 1618 г.
5 салмас=1 тонна; пушки: M – медные; I - чугунные
Корбетт (England in the Mediterranean, I) считает, что флагман Concepcion построен под влиянием Prince Royal (1610), но крупнее его.1). Nuestra Senora de la Concepcion – 6000 salmas (1200 t)
Офицеры 48 Артиллеристы 66 Моряки 60 Юнги и Слуги 20=200
M - 2 педрерос, 2 полукулеврины, 2-50ф, 14-35ф, 30-25ф=502). Almiranta (4500 salmas=900 t)
48+60+32+10=150
M: 19-25, 4-14, 2-30, 3-4, 5-9, 2-10, 2-5=403). San Pedro (4500 salmas=900 t)
15+25+48+14=102
M: 7-70, 8-25, 35; 3-20; I: 20-5,6; 7-7,8; 1-4, 3-pedreros=494). Santa Maria de Bison y San Juan Bautista (4200 salmas)
18+25+50+10=105
M: 4-45, 2-55, 2-30, 2-9, 14-2; I: 8-14, 4-8, 4-5, 2-4=425). San Juan Bautista (1500 salmas)
24+10+30+6=70
M: 2-10; I: 8-12, 12-8, 2-5, 8-perrier=326). Nuestra Senora de Trapana (ex Vieja Capitana de Argel) (1500 salmas)
23+18+30+5=76
M: 6-5, 2-25, 5-perrier, 2-9; I: 10-7,8,9; 4-6,12; 8-6=377). Santa Maria Buena Ventura (Urqueta)
20+10+22+10=62
M: 5-6,7; 2-4, 2-3, 3-perrier; I: 13-6, 2-5=278). Santiago, patache (800 salmas)
20+8+16+5=49
M: 7-6, 4-perrier; I: 7-5=189). Diamante (1200 salmas)
20+20+23+3=66
M: 1-16, 2-4, 2-5, 1-5, 2-perrier; I: 10-8, 5-6,7=2310). Nuestra Senora del Carmen (1400 salmas)
24+16+20+5=65
M: 3-6,7; 1-15, 2-perrier; I: 8-6,7,28; 6-5, 1-4, 3-12=2411). Aguila Imperial (4000 salmas)
18+20+26+10=74
M: 2-50, 7-20, 25; I: 1-21, 5-10, 10-5, 2-8, 2-2=2912). Santa Ambrosia (2800 salmas)
15+18+34+10=77
M: 10-30,35; 4-9,10; I: 20-6,7,813). San Miguel (2600 salmas)
29+19+24+6=78
M: 6-5,6; 6-20, 4-15,18; I: 9-5,8,9; 2-12, 2-14, 5-6, 4 perrier=3814). Perla (3500 salmas)
24+20+40+10=94
M: 4-16, 18-8,9; I: 12-3,4; 2 perrier=3015). Mauricio (2300 salmas)
22+11=43+4=80
M: 4-6,7,9; I: 10-5, 5-sacres, 3-3=2416). Sanson (2300 salmas)
24+10+44+2=80
M: 4-7; I: 12-6,7; 8-5, 3-2, 7 perrier=3317). Tigre (1200 salmas)
19+8+32+1=60
I: 16-12, 4-7, 1-4, 6 perrier=2718). Nuestra Senora de la Misericordia (3600 salmas)
25+18+45+12=100
M: 8-20,25,30; 2-20; 22-5,6,7,8,9=32(“Colección de Documentos ineditos para la Historia de España”, t. 46, Madrid, 1865)
Поделиться102021-01-14 14:29:29
Читаю диссертацию про галеры XVI-XVII веков. Нашел (стр. 53) рекомендуемый список личного состава:
капитан
капеллан
шкипер, он же мастер (patrón)
писец
комит
сукомит (помощник комита)
цирюльник
лейтенант
два советника (зачем?)
два артиллериста
плотник (maestre daxa)
плотник (calafate, это морской плотник)
весельщик (не знаю, как еще это назвать, это специальный человек, который чинит и делает весла)
лодочник (понятия не имею, что это такое, но шлюпку (бот) в то время вели за кораблем на буксире)
двадцать матросов
пять рулевых
Солдат рекомендуется иметь 70 человек на галеру, с двумя капралами (cabos d'esquadra). Но платить им из расчета на 60 человек, потому что всегда кто-нибудь болен, отсутствует и т.д. и личный состав недоукомплектован.
Отредактировано Алехандро де Кабрера (2021-01-14 14:30:21)
Поделиться112021-06-15 01:22:45
Скрашиваю себе ожидание, когда продолжится наш зависший эпизод, нашел много иллюстраций в тему. Оказывается, тему берберийских пиратов с удовольствием раскрывали голландские маринисты (иногда нашего времени, иногда чуть позже)
Аарт Антонисзон (он же Аарт Ван Антум): Атака берберийских пиратов на французский корабль. По клику большая репродукция из википедии. (А вот галеры совсем маленькие. Может, мы все же перебьем экипаж наших захватчиков?)
Andries van Eertvelt:
Сражение между испанским кораблем и берберийскими пиратами
Еще одно Сражение между испанским кораблем и берберийскими пиратами. Лучше смотреть по ссылке, там есть увеличение и видно, сколько этих пиратов!
Lieve Pietersz Verschuier:
Сражение между голландским кораблем и берберийскими пиратами
Hendrik van Minderhout
Еще одно Сражение между голландским кораблем и берберийскими пиратами
"Все флаги в гости будут к нам". Это Сражение между английским кораблем и берберийскими пиратами. Это Willem van de Velde, конец XVII века уже, правда.
Отредактировано Алехандро де Кабрера (2021-10-20 17:11:26)
Поделиться122021-10-20 17:15:29
Нашел тут бой между испанскими и голландскими галерами (а я не знал, что испанцы в Голландию на галерах ходили).
Выглядит так:
Смотреть лучше по ссылке, там есть увеличение
Отредактировано Алехандро де Кабрера (2021-10-25 21:05:43)
Поделиться132021-11-14 22:46:32
Всем интересующимся картиной выше и галерами вообще: немного крупных планов с этой картины (внимание, по клику большие фотографии):
- Подпись автора
Qui a la force a souvent la raison.