Французский роман плаща и шпаги зарисовки на полях Дюма

Французский роман плаща и шпаги

Объявление

В середине января Французскому роману плаща и шпаги исполнилось 17 лет. Почитать воспоминания, связанные с нашим пятнадцатилетием, можно тут.

Продолжается четвертый сезон игры. Список желанных персонажей по-прежнему актуален, а о неканонах лучше спросить в гостевой.

Текущие игровые эпизоды:
Посланец или: Туда и обратно. Январь 1629 г., окрестности Женольяка: Пробирающийся в поместье Бондюранов отряд католиков попадает в плен.
Как брак с браком. Конец марта 1629 года: Мадлен Буше добирается до дома своего жениха, но так ли он рад ее видеть?
Обменяли хулигана. Осень 1622 года: Алехандро де Кабрера и Диего де Альба устраивают побег Адриану де Оньяте.

Текущие игровые эпизоды:
Приключения находятся сами. 17 сентября 1629 года: Эмили, не выходя из дома, помогает герцогине де Ларошфуко найти украденного сына.
Прошедшее и не произошедшее. Октябрь 1624 года, дорога на Ножан: Доминик Шере решает использовать своего друга, чтобы получить вести о своей семье.
Минуты тайного свиданья. Февраль 1619 года: Оказавшись в ловушке вместе с фаворитом папского легата, епископ Люсонский и Луи де Лавалетт ищут пути выбраться из нее и взобраться повыше.

Текущие игровые эпизоды:
Не ходите, дети, в Африку гулять. Июль 1616 года: Андре Мартен и Доминик Шере оказываются в плену.
Autre n'auray. Отхождение от плана не приветствуется. Май 1436 года: Потерпев унизительное поражение, г- н де Мильво придумывает новый план, осуществлять который предстоит его дочери.
У нас нет права на любовь. 10 марта 1629 года: Королева Анна утешает Месье после провала его плана.
Говорить легко удивительно тяжело. Конец октября 1629: Улаф и Кристина рассказывают г-же Оксеншерна о похищении ее дочери.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Детали

Сообщений 1 страница 20 из 38

1

Информация в этой теме, выложенная от ника Перо, была собрана игроками первых двух сезонов игры на форуме http://francexvii.borda.ru/
Изначальное авторство постов можно посмотреть Здесь

Любопытные мелочи и детали, составлявшие эпоху мушкетеров.

Сводная таблица длин (а также других единиц измерения)

Отредактировано Перо (2015-11-14 01:48:56)

0

2

Высшей наградой Франции с 1578 года считался Орден Святого Духа. Учредителем этого сообщества дворян и духовных лиц, призванного сплотить вокруг него цвет нации, был Генрих III Валуа, и с тех пор главой Ордена считался король Франции.
Кавалеры ордена, обязанные быть католиками и предоставить доказательство нескольких поколений дворянства, автоматически становились кавалерами Ордена Св. Михаила (покровителя Франции).
Регулярно проводилось торжественное посвящение в рыцари, когда все кавалеры и командоры облачались в парадные одеяния. Единовременно в Ордене могло состоять восемь прелатов (получавших звание командоров), 100 кавалеров (из числа светских лиц) и командоры-офицеры (канцлер, прево, казначей и секретарь).
Члены королевской фамилии с самого рождения становились кавалерами Ордена, но знаки орденского отличия получали по достижении 12 лет. Принцы крови получали Орден в 16 лет. Члены иностранных королевских домов могли стать кавалерами с 25 лет. Остальные дворяне могли рассчитывать на голубую ленту не ранее 35 лет.
Знаком Ордена считался мальтийский крест, украшенный лилиями и голубем, символизировавшим Святой Дух. Парадный орден, надеваемый на церемонии,  представлял из себя украшенную золотую цепь с крестом, а в другое время его носили на груди или через плечо на голубой ленте. При Людовике XIV вошло в моду ношение украшенной бриллиантами звезды на груди, а покрытый эмалью второй крест крепился к низу голубой ленты, значительно удлиннившейся и носимой отныне только через плечо. Также на плаще кавалер имел право вышивать серебряными нитями звезду Ордена.
Окончательно эта организация была упразднена королем Луи-Филиппом в 1830 году.

0

3

Игра в мяч

Теннис отличается от многих других видов спорта богатыми историческими традициями. Игры с мячом возникли задолго до новой эры. На раскопках древних Фив ученые нашли барельефы с изображениями юношей, бросающих мяч. Среди предшественников современного тенниса можно назвать популярный в Древнем Риме тригон (игроки ударяли тяжелыми деревянными битами по мячам, заполненным зернами плодов фигового дерева) и знаменитую баскскую пелоту, самую близкую к теннису из всех старинных игр с мячом. Правда, в пелоте вместо ракетки используется особая перчатка.

Первые упоминания об игре в мяч в средневековой литературе датируются началом XIII в. Существуют точные указания на то, что в XI в. во французских монастырях появилась игра с мячом, получившая название же де пом (от фр. jeu de paume - "игра ладонью"). В XIV в. монашеская забава (кстати, осужденная Церковью) стала известна и популярна в Италии, Англии и Германии.

Слово "теннис" фигурирует в английских источниках конца XIV в.: в одном из судебных документов говорится о некоем Уильяме Терри из Кентербери, содержателе дорожного приюта. он позволил играть в теннис (в документе tenesse) нескольким постояльцам, что во времена англо-французской Столетней войны (1337-1453 гг.) являлось тяжким проступком. Короли Эдуард III и Ричард II ввели строжайший запрет на азартные игры, в том числе на теннис. То же сделал в 1369 г. и французский король Карл V; кроме того, он вменил подданным в обязанность упражняться в стрельбе из лука и арбалета. Нарушителей монарших указов судили по законам военного времени.

Тем не менее в позднем Средневековье за теннисом прочно закрепилась репутация "королевкой игры". Страсть к мячу и ракетке, овладевшая европейскими государями, порой имела печальные последствия - так, считается, что французский король Людовик X умер в 1316 г. от жестокой простуды: сыграв партию в же де пом, он выпил холодной ключевой воды. Та же участь постигла Генриха I Кастильского (1217 г.), а позже испанского монарха Филиппа I (1506 г.). Король Шотландии Иаков I в 1437 г. избежал бы смерти от рук заговорщиков, если бы смог воспользоваться потайной камерой, ведущей из его покоев в игровой зал. Но, к несчастью, сам Иаков приказал забить ход досками, поскольку в отверстие в стене со стороны корта часто улетели теннисные мячи. В 1498 г. французский король Карл VIII скончался после сильного удара головой о дверной косяк - его величество спешил на корт.

Несмотря на запреты и потери в рядах монарших покровителей, ракетка и мяч приобретали все больше приверженцев. Карл VII Орлеанский оставил потомкам одно из самых красивых признаний в любви к теннису: попав в плен к англичанам, он посвятил игре поэму, дошедшую до наших дней. Местом заключения Карла служил замок Уингфилд в Саффолке - имение предков будущего изобретателя современного тенниса майора Уингфилда.

К началу XVI в. радикальные изменения претерпела теннисная ракетка. Если раньше она целиком изготовлялась из дерева, то в обновленной модели деревянными остались только рукоятка и обод, на который натягивали струны из овечьих кишок.

На XVI в. приходится "теннисный ренессанс" во Франции: Франциск I сам участвовал в устройстве игровых залов в Лувре, Фонтенбло и Сен-Жермене, еще один корт размещался на флагмане королевского флота, линейном короле "La Grande Francoise" ("Великая Фрасуаза"). Генрих II, по утверждению современников, не уступал лучшим игрокам своего времени. Карл IX на одном из портретов запечатлен в возрасте двух лет с теннисной ракеткой в руке. Известно, что он проводил на корте ежедневно до шести часов.

Игра достигла пика популярности, став национальной, в правление Генриха IV (1589-1610 гг.). По свидетельству венецианского посла в Париже, к 1600 г. во французской столице было свыше 1000 кортов.

Точно не известно, когда же де пом попала на Британские острова. Так или иначе, игра, изменив название на риэл-тэннис (правила остались прежними), явно пришлась англичанам по вкусу (Шекспир упоминает ее в шести пьесах).

Генрих VIII, теннисист посредственный, но азартный, проигрывал на корте огромные суммы; молодой принц Уэльский шокировал придворных тем, что уходил с площадки "потный, как мастеровой". Часто во время спортивных встреч разгорались нешуточные страсти: в споре из-за очка граф Эссекский убил принца Уэльского, ударив его ракеткой по голове.

В течение XVII в. же де пом во Франции постепенно теряла свои позиции - в частности из-за того, что хозяева кортов начали сдавать их в аренду актерам: это оказалось прибыльным делом. Например, труппа Мольера нередко давала спектакли в провинциальных залах для игры в мяч. Похожая участь постигла и некоторые теннисные площадки в Лондоне. Французская революция, запретившая все дворянские развлечения, нанесла по любимой игре аристократии сокрушительный удар. К концу XVIII в. число кортов во Франции сократилось до 50 (10 из них находились в Париже).

В 1740 году во Франции прошел первый чемпионат мира по риэл-тэннису. В истории игровых видов спорта это было вообще первое состязание такого ранга.

В XIX веке центр теннисного спорта переместился в Англию. Бежавшие от революции французы в течение долгих лет никому не уступали на британских кортах. Исключение составил только англичанин Кокс, удерживавший чемпионский титул с 1819 по 1829 г.

Рождение современного тенниса произошло 23 февраля 1874 г.; в этот день отставной майор гвардии Ее Величества королевы Великобритании Уолтер Уингфилд получил в Лондоне патент на игру, названную им сферистикой. Она имела и второе название - лаун-теннис (от англ. lawn tennis - "теннис на лужайке").

К концу 70-х гг. XIX в. теннис пересек Атлантику и быстро завоевал популярность в США. В 1881 г. состоялся первый чемпионат США среди мужчин в одиночном разряде.

Первый в истории женский одиночный турнир прошел в 1879 г. в Ирландии. Затем последовали соревнования, в проведении которых участвовала Международная федерация тенниса: например, турнир "Челлендж Трофи", в дальнейшем переименованный в Кубок Дэвиса.

В 1896 г. одиночные мужские встречи были включены в программу Игр I Олимпиады современности в Афинах. Позднее появились парные мужские и женские соревнования, а также смешанные - микст, когда пара состоит из мужчины и женщины.

После парижских Игр 1924 г. тенниситы не участвовали в борьбе за олимпийские медали: оказалось сложно отличить любителей от профессионалов. Дважды - на Олимпиадах в Мехико (1968 г.) и Лос-Анджелесе (1984 г.) - проходили показательные выступления. Однако в Сеуле в 1988 г. теннис вновь был включен в олимпийскую программу, поскольку уже в начале 70-х гг. приобрел огромную популярность в мире.

Энциклопедия "Аванта +", том "Спорт".

0

4

О теологическом образовании во Франции
(полагаю, г-дам Ришелье и д'Эрбле это будет любопытно)

Чтобы стать дипломированным богословом, претендент должен был, прежде всего, поступить в один из университетских коллежей и, пройдя стандартное обучение в течение 4-7 лет, получить степень магистра изящных искусств (maitre es-arts), причем два последних года отводились на изучение философии и не были обязательными. Как правило, Аристотеля штудировали те, кто собирался впоследствии посвятить себя религии, юриспруденции и т.п. По окончании этого этапа, школяры могли сдать выпускной экзамен по всему курсу обучения, аналогичный современному российскому экзамену на аттестат зрелости или бакалавриату во Франции. "Могли" - потому как данное испытание проходили исключительно по желанию, однако без него было затруднительно попасть в высшую школу.
Далее начиналось обучение в на факультете теологии. Во Франции своей богословской школой славился знаменитый Парижский Университет, в частности коллеж, названный по имени своего основателя, Робера де Сорбонна.
Студент проходил обучение в течение трех лет, после чего поочередно сдавал экзамены по философии и теологии (examen theologicum), каждый из которых длился в течение четырех часов. Среди экзаменаторов числились четыре доктора теологии. Если один из докторов высказывался против испытуемого, последний имел право снова сдать экзамен, на сей раз публичный, а если сразу два голоса были против него, то более он не мог продолжать обучние. Если кандидату сопутствовала удача в этом нелегком деле, то его допускали к написанию диссертации (tentative), после защиты которого он становился бакалавром (bachelier). Сама процедура защиты проходила в присутствии председателя комиссии, четырех лиценциатов и двух бакалавров.
Став бакалавром, он получал право в течение двух лет обучаться на звание лиценциата (licencier), в течение которых ему приходилось, помимо прочего, принимать участие в ученых диспутах, а также присутствовал на защитах прочих соискателей. Занятия начинались со 2-го января. После экзаменационных испытаний преподаватели составляли списки лиценциатов в соответствии с их успеваемостью и представляли наиболее отличившихся студентов к получению докторской степени (защищать еще одну диссертацию уже не было необходимости).
Здесь следует отметить, что лиценциат не являлся степенью, а бакалавры подразделялись на две категории: бакалавров первого порядка (bacheliers du premier ordre), которые были лиценциатами, и бакалавров второго порядка (bacheliers du second ordre), которые не прошли курс двухлетнего обучения.
Существовал и иной способ получения научной степени, практиковавшийся среди тех, кому заранее были выхлопотаны церковные бенефиции (как правило, это касалось тех, кто собирался занять епископскую кафедру). Они сдавали examen theologicum, но не писали диссертацию на степень бакалавра и не учились на лиценциатов. Вместо этого соискатели принимали сан и писали докторскую диссертацию.
После получения степени новоиспеченные доктора богословия получали звание hospes et socius, становясь членами Сорбонны, получая право свободного пользования ее библиотечными фондами и участия в управлении.

* В средневековых университетах существовало четыре факультета: изящных искусств, права, медицины и богословия. "Среднее образование" курировалось первым из перечисленных факультетов. В Париже он изначально разделялся на четыре департамента (Nations), в соответствии с национальным составом учащихся: Французский, Нормандский, Пикардийский и Немецкий, которые, в свою очередь, подразделялись на коллежи.

0

5

Часы 1603 г.

http://s002.radikal.ru/i200/1101/89/418a954e43bdt.jpg

0

6

Кабинеты 1620-го и 1630-го.

http://s003.radikal.ru/i203/1101/12/bc00c1e4047at.jpg  http://i002.radikal.ru/1101/ba/b2aa3b02e3eft.jpg

Отредактировано Перо (2015-11-14 01:49:58)

0

7

Редкостная редкость - фарфоровый кофейник 1620-х гг.

http://s50.radikal.ru/i128/1101/51/63e889a1b183t.jpg

0

8

О бумаге, писчей и пр.

До стандартизации форматов бумаги наиболее распространенным был формат фолио (8 1/2 × 13 1/2д (216 x 343 мм); A4 (210 × 297мм)). Полный лист такой бумаги, как правило именуемый foolscap (шутовской колпак) из-за водяного знака (шутовской колпак и бубенчики) на ней, имеет площадь 17 x 13 1/2д (432 x 343мм)). Foilo (фолио) означает, что исходный лист сложили вдвое, quarto -- соответственно, вчетверо. Foolscap использовался с пятнадцатого века, а самый ранний точно датированный образец такой бумаги был изготовлен в Германии, в 1479 году.

Откуда взялся этот размер?

Alex Schneider, опираясь на Got Medieval, рассуждает о том, каким образом возникли современные форматы книг. Действительно, почему книги имеют именно такие размеры, какие они имеют?

Ответ, оказывается, прост:

Средневековые книги имели такие размеры, потому что такие размеры имели средневековые овцы. Не забывайте, бумага не была оригинальным носителем для создания страниц. Средневековые книги делались из пергамента, каковой не более чем красивое слово для обозначения овечьей или козьей кожи (в первую очередь, овечьей, потому что овец было гораздо больше).

Действительно, из целого куска кожи овцы (если отрезать краевые неровности) можно получить разворот из двух больших листов.

http://4.bp.blogspot.com/_yAdUICQZuA4/TGJDKMDveiI/AAAAAAAABhw/trFfRoH9dTM/s320/cutedges.jpg

Именно таким был первоначальный формат средневековых книг, так называемый «фолио»:

http://2.bp.blogspot.com/_yAdUICQZuA4/TGJEvTWE6aI/AAAAAAAABh4/VSekbm5DGmM/s320/william-shakespeare.jpg

Сегодня размеру «фолио» соответствует газетный формат «таблоид». Книга такого размера была неудобна — она занимала целый стол, её почти невозможно было взять в руки из-за непомерной тяжести. Поэтому куски кожи начали кратно кроить. Так получились форматы:

[li]«кварто» — 8 страниц из куска кожи (двойное сложение), размер большого словаря;
[li]«октаво» — 16 страниц (тройное сложение), размер книги в твёрдом переплёте;
[li]«дуодецимо» — 24 страниц (четверное сложение), размер книги в мягкой обложке;
[li]«32мо» (латинское название отсутствует) — 32 страницы (пятикратное сложение), размер небольшого блокнота;
[li]«64мо» — 64 страницы (шестикратное сложение), самые маленькие книги, в Средневековье они назывались Codex Nano.

Когда на место пергамента пришла бумага, она не была ограничена размером овечьей кожи. И тем не менее, бумажные книги имеют тот же формат, что пергаментные фолианты; привычка, как известно — вторая натура.

В качестве образца письмо (отсюда):

http://s59.radikal.ru/i165/0810/01/7de9964ddf4e.jpg

0

9

На гравюрах Абрагама Босса изображены сюжетные сценки, относящиеся к описываемому нами времени. Вот одна из этих гравюр, любезно предоставленная господином де Бутвилем.

http://f1.s.qip.ru/iaKRDMSx.jpg

Надеюсь, господин граф  так же любезно не откажется прокомментировать изображение.

Комментарий графа (был дан в последующем посте):

Разумеется, не откажусь. Согласно пояснениям, которые содержались в каталоге выставки гравюр Босса, здесь изображен (и снабжен поучительным стишком) старинный деревенский обычай:  утром после первой брачной ночи друзья жениха доставляют молодоженам котелок свежесваренного бульона для подкрепления сил. В процессии участвуют ряженые, трубачи, участники ее веселятся вовсю. Размеры котелка, которого хватило бы на десять человек, намекают на то, что жених ночью славно потрудился. Текст на картинке, к сожалению, расплывается при увеличении и не читается.

0

10

А вот и еще гравюры Абрагама Босса:
http://www.museeprotestant.org/en/notic … -siecle-2/

Отредактировано Перо (2015-11-14 01:52:29)

0

11

Алансонские алмазы (о которых упомянула здесь м-ль Belle Fleur) представляют собой вид кварцевых кристаллов (гиалины) разных оттенков коричневого и бурого, которые при тепловой обработке становились бесцветными. Начали распространяться по Франции в XVII веке, но по-настоящему популярными стали только в восемнадцатом. Их гранили под алмазы, отсюда их название.

источники: 1, 2

http://www.institutdugrenat.com/wp-content/uploads/2012/01/160-Croix-en-argent-et-son-noeud-double-25-gr-stpair-s-mer-19022011.jpg

Отредактировано Перо (2015-11-13 20:18:30)

0

12

Все о муфтах

Изумительный по содержательности сайт, с подробнейшей историей такого чудесного зимнего аксессуара, как муфта.

Поскольку муфта была и символом достатка, ее носила исключительно знать. Этот аксессуар делали из самых разных мехов - от более доступной овчины до дорогих и редких. Помимо меха использовались перья, роскошные ткани (шелк, шерсть, бархат, парча). Изделия украшали вышивкой, кружевом и золотым шитьем. Простолюдинам носить муфту было не положено, зато те, кто мог себе это позволить, брали ее с собой не только на улицу, но и в помещении не выпускали ее из рук.

 

Комментарий в посте ниже:

Отличный сайт и интересная информация. Только там присутствует ошибка: материал, из которого изготовлены муфты, именуется "сатин", хотя на самом деле это французское "satin" - "атлас"! Очень распространенная и крайне досадная ошибка...

0

13

Про табак и курительные трубки
Изумительная книга об истории табака

В XVI веке табак был завезен в Португалию - но не как декоративное растение, а как целебное средство. В 1550 году его стали разводить в лиссабонском королевском саду. Из Португалии в 1559 или в 1560 году табак был доставлен во Францию французским посланником при португальском дворе Жаном Нико де Вильмэном и тотчас получил название «herbe a l'ambassadeur» («трава посла»). Нико подарил немного табака королеве Екатерине Медичи, и это импортное растение стали называть «herbe reginae», «herbe Catharinae» («королевская трава», «трава Екатерины»).

Екатерина предложила нюхать табак своему сыну Карлу (будущему Карлу IX), страдавшему головными болями, а потом пристрастилась к зелью и сама. Превратившись в пыль, табак получил название «poudre a la reine» («порошок королевы»). Франция, таким образом, что бы там ни говорили в других странах, претендующих на первенство в любой области, - родина «нюхарей».

Курить табак во Франции начали при Людовике XIII  (правил в 1610-1643 годах), который сам не курил табак, но с наслаждением его нюхал. Разведение и продажу табака дозволил министр Арман Жан дю Плесси Ришелье своим распоряжением от 17 ноября 1621 года. Он имел неограниченную власть над королем, отсюда и столь решительные и, главное, нужные для процветания табака шаги. Спустя год, в 1622 году, министр Ришелье стал кардиналом.По указу короля Людовика XIII продажа табака разрешалась в аптеках в качестве лечебного средства

Мода нюхать табак быстро распространилась и в других европейских странах. Испанский ботаник и врач XVI века Н. Менардес считал табак панацеей от всех болезней. Купцы стали скупать табак в Америке и обменивать его в европейских странах на драгоценности.

Считается, что первые глиняные трубки стали изготавливать в Англии, в 1575 г. Но поскольку отношение королевского двора к курению было тогда до крайности отрицательным, то большинство английских мастеров перебрались в Голландию, в город Гауда. Трубки в то время, и в Англии и в Голландии, да, собственно, практически во всех европейских странах изготавливались именно из глины и с маленькими чашками, поскольку табак был слишком дорог. Постепенно, по мере того, как изыскивались новые поставщики табака не только в Америке, но и за ее пределами, чашки трубок стали увеличиваться. Одним из самых известных городов, где производили трубки, как раз и стал голландский город Гауда. Глину для производства трубок туда завозили из Германии, а в семнадцатом веке в этом городе насчитывалось уже более пятисот мастерских. Постепенно их количество уменьшилось, и к нашему времени осталось совсем немного. Но приятно, что, традиции производства остались. К примеру, фирма «Вант» производит трубки с семнадцатого века.

Неумеренное потребление табака нередко приводило к тяжелым отравлениям, что побудило власти и церковь начать борьбу с курением. В Америке, например, курильщиков казнили, в Турции - сажали на кол, в Италии - отлучали от церкви и за живо замуровывали в стены. Еще в 1604 г. английский король Яков I в труде “О вреде табака” писал: “Курение - отвратительный для зрения, омерзительный для обоняния, вредный для мозга и опасный для легких обычай”.

В Англии, где табак появился в 1585 г., курение за¬прещалось под страхом тяжелых наказаний. Уличенных в этой привычке водили по улицам с петлей на шее, а упорных курильщиков иногда даже казнили, причем отрубленные головы с трубкой во рту выставляли на площадях.

Приблизительно в это же время табак появился в Германии, куда его привез врач Окко, считавший табак лекарственным растением.
В Италии папа Урбан VII за курение и нюхание та¬бака отлучал от церкви.

Изображений глиняных трубок не нашла пока. Но здесь прекрасная коллекция картин, по которым можно проследить историю курительной трубки.

И еще. Невозможно было удержаться, хотя, конечно, вещь более поздняя: французский фарфоровый кувшинчик для хранения табака в виде корзины, из которой выглядывает Pierrot.

http://www.rubylane.com/item/648156-043 … obacco-Jar

UPD Нашла прекрасную картину с курильщиками трубок!

Adriaen Brouwer "Peasants of Moerdyck", 1628-1630 Картинка кликабельна!

0

14

Картинки с выставки: Веласкес

Маленькие столы в тавернах тоже были, но подозреваю, в городах:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/42/Diego_Vel%C3%A1zquez_016.jpg/564px-Diego_Vel%C3%A1zquez_016.jpg

http://1.bp.blogspot.com/-Ia-IJ-XAcqg/UGawObyiHrI/AAAAAAAABVg/FZ5KYxI-ErY/s1600/Velasquez.jpg

0

15

Интересная статья об истории паркета (по-французски):
http://parquet.over-blog.net/article-hi … 04282.html

Кое-какие факты:
- до конца XVI века пол верхнего этажа был также потолком нижнего
- доски, обычно дубовые, толщиной от дюйма до полутора, настилались прямо поверх балок
- это не паркет во французском понимании слова; паркет всегда наборный
- в конце XVI века начали использовать штукатурку и делать потолок.

0

16

Гербы  некоторых из наших героев
Герб Монморанси:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e0/Armoiries_Montmorency.png

Герб семье де Гонзага,правителей Мантуи и Невера (создан для/после Людовико де Гонзага)
герб

Герб семьи де Брэ (Bree):
герб

Герб семьи де Роган:
герб

Герб семьи Медичи:
герб

Оригинальный пост Здесь

0

17

Альтернатива чернилам – штифты, соусы, мелки

В 12 веке использовали свинцовый стерженек. Он носил имя - штифт и был прадедушкой современного карандаша. И поныне сохранилось в немецком языке это имя - бляйштифт (свинцовый стержень).

Еще в древности на листах пергамента появился первый мягкий бледно-серый след свинцового штифта. Черту более темную оставлял штифт "из одной части прокованного молотком олова и двух частей свинца". Со временем под действием кислорода воздуха линия темнела, но легко удалялась пемзой, мякишем хлеба, - только в 17 веке придумали ластик.

Людям искусства и изысканной публике в эпоху Возрождения с успехом служил серебряный брат свинцового штифта. При окислении его темно-серая черта становилась коричневой и ее было трудно стереть. Только великие мастера рисунка, не наносящие на бумагу ни одной неточной или лишней линии могли, себе позволить рисовать такими карандашами. Сохранились серебряные рисунки Дюрера, Леонардо да Винчи и серебряный штифт, который принадлежал Луке Кранаху.

Но у карандашей металлических еще были и двоюродные братья, минеральные. Это древесный уголь. Но он очень плохо держится на бумаге. Его нужно закреплять. В Италии в 15 веке водным раствором клея (гуммиарабика) предварительно смачивали бумагу. И только потом на высохшие листы наносили изображения углем, а готовую работу обрабатывали водяным паром.

Когда в Пьемонте в пятнадцатом веке был найден "черный камень" или черный глинистый сланец, то проблем с этим пишущим средством не было. И становится понятным, откуда пошло слово карандаш: тюркские корни "кара" - черный, "даш" - камень. После того как месторождение в Пьемонте иссякло, его сменили залежи в Андалузии, в Тюрингии. Не располагал такими богатствами Париж. Зато здесь догадались смешать ламповую сажу с белой глиной. Так родился "соус" или парижский искусственный карандаш. Он был чернее и мягче итальянского и царапал бумагу меньше. Затем Леонардо да Винчи нашел сангину. Это "красный мел" - природный каолин, который окрашен окислами железа. Как будто специально созданы для рисунков человеческого тела краснокоричневые оттенки сангины.

Почему не сделать цветной мел, если есть красный и черный? Так подумали в пятнадцатом столетии во Франции и сделали пастель - мел с добавками различных натуральных пигментов.

В привычной для нас форме карандаши появились только в 1790 году. Открытие месторождений графита в Англии предшествовало этому (графит в смеси с глиной - хорош для письма). Независимо друг от друга установили это чех И. Гартмут и француз Н. Конте. Первые графитные стержни в России изготовил М. В. Ломоносов. Кустарное производство появилось только в 1848 году.

Отсюда

Подпись автора

Никто.
И звать меня никак.

+2

18

Про раздельный сон:

Кое-что озадачило Экирха в этих старинных пергаментах с перечнями собственности и советами по изгнанию призраков. Он заметил странные высказывания о сне. Например, в «Кентерберийских рассказах» один персонаж рано утром просыпается «после первого сна», а затем снова отправляется в кровать. Автор медицинского справочника XV века советовал читателям проводить «первый сон» на правом боку, а затем переворачиваться на левый. Английский богослов писал, что лучше всего заниматься интеллектуальным трудом между первым и вторым сном. Экирх натыкался на упоминания об этих разных снах во многих документах и в конце концов осознал, что это не считалось чем-то необычным. Просто когда-то сон не был сплошным длинным отрезком времени, как сейчас.

Из кипы книг Экирх узнал любопытный факт, который раньше был таким же привычным, как, например, завтрак. Каждый день люди засыпали после заката, а после полуночи просыпались. Об этом первом сне и говорилось в старинных источниках. Человек бодрствовал около часа, прежде чем снова уснуть уже до утра (это и был так называемый второй сон). Такой ночной перерыв был обычным делом, и каждый проводил его по-своему: кто-то молился, кто-то читал, кто-то размышлял о сновидениях или ходил в туалет, ну, а некоторые занимались сексом. Последний вариант был, пожалуй, самым распространенным. В XVI веке один врач выяснил, что рабочие рожают по нескольку детей, потому что занимаются любовью после первого сна, то есть набравшись сил и энергии. Он также отметил, что такой распорядок по душе и их женам. После первого сна мужчины «делают это лучше», а женщины «испытывают больше удовольствия».

Здесь в исследовании Экирха наступил классический переломный момент: стало очевидно, что наши предшественники спали совершенно не так, как мы. Но все же требовалось много смелости, чтобы публично заявить: весь современный мир спит противоестественно (особенно если учесть тот факт, что Экирх специализировался не на нейробиологии, а на сельском хозяйстве американских колоний). Даже спустя много лет он утверждал, что вряд ли опубликовал бы свои размышления, не подвернись удачный случай. «Я ждал того момента, когда буду уверен в своем исследовании, чтобы высказывать собственные предположения», — рассказал Экирх. Казалось, вся его уверенность могла основываться только на словах.

К счастью, все обернулось иначе. В пятистах километрах от его университета один психиатр обнаружил интересный парадокс. Томас Вер, сотрудник Национального института психического здоровья в Бетесде, открыл, что искусственный свет определенным образом влияет на то, как мы спим. Ему взбрело в голову провести эксперимент, в котором подопытные, словно люди доиндустриальной эпохи, должны были какое-то время жить без электрического освещения. Из-за отсутствия лампочек, фонарей, телевизоров и прочих приборов по вечерам участникам ничего не оставалось делать, кроме как спать. Первое время они вели себя как дети, попавшие в магазин сладостей, — отсыпались за все то время, что поздно ложились и рано вставали. Через несколько недель они были такими свежими и отдохнувшими, словно заново родились.

В этот момент дело приняло неожиданный оборот. Вскоре участники эксперимента почему-то начали просыпаться после полуночи. Они лежали в постели час-два, а потом снова засыпали. Это был именно тот раздельный сон, о котором Экирх узнал из исторических записей.

Дэвид Рэндалл, Наука сна. Экскурсия в самую загадочную сферу жизни человека

Подпись автора

Да ни словечка в простоте, моя прекрасная

+1

19

Мифы о женщинах Нового времени

Эта статья будет посвящена рассмотрению мифов о западноевропейских женщинах Нового времени, с которыми часто можно столкнуться как в сети, так и в книгах. Часть из этих мифов взялась из литературы, которая в Новое время отражала в основном взгляды и традиции наиболее богатых и влиятельных сословий. Много мифов относятся к демографическим показателям: брачному возрасту, продолжительности жизни, доле незамужних. В этом случае степень их правдивости может быть проверена через сопоставление с данными исторической демографии. Учёные, занимающиеся этой областью, обрабатывают приходские книги и списки населения различных населённых пунктов. Они проводят сложную и кропотливую работу, извлекая данные из старых материалов, часто написанных вручную трудночитаемым почерком, и переводят эти данные в цифровой формат, чтобы при помощи нужных программ провести расчёты. В итоге удаётся выяснить многие параметры демографического поведения людей, относившихся к основной массе населения Европы XVII-XIX веков. Удалось установить, как всё скорее всего было на самом деле. И эта картина вступает в явное противоречие со многими распространёнными мифами.

1. Рано выходили замуж

Данный миф в различных вариациях широко распространён. Чаще всего ссылаются на то, что Джульетте было 13 лет или пишут, что 25 лет, 22 года или даже 20 лет – это будто бы уже была «старая дева» и все выходили замуж рано, а уж в каком примерно возрасте, это уже на усмотрение самих распространителей мифа. Давайте сопоставим этот миф с данными исторической демографии.

В статье Трэйси Дэннисон и Шейлы Огилви «Does the European Marriage Pattern Explain Economic Growth?» приведен анализ 175 публикаций по исторической демографии, включавших в себя и 1491 исследование возраста при первом замужестве в различные периоды между 1500 и 1900 годами [1]. Согласно этим исследованиям, в XVII, XVIII и XIX веках средний возраст невест в зависимости от столетия составлял аж 28.2, 29.2 и 28.3 лет в Дании, 26.8, 24.7 и 26.9 лет в Швеции, 26.5 и 25.8 лет в Шотландии (по XIX веку данных нет), 26.4, 26.3 и 26.9 лет в Бельгии (которая долгое время была Испанскими и Австрийскими Нидерландами), 25.7, 25.4 и 24.4 года в Англии, 25.5, 27.1 и 26.4 лет в Нидерландах, 25.1, 26.1 и 26.9 лет в Германии, 24.8 и 25.4 в Богемии (в XVII-XVIII веках возраст был одинаковым, а в XIX веке вырос). Во Франции брачный возраст различался в зависимости от региона. На севере он составлял 25.3 лет в XVII веке, 25.8 лет в XVIII веке и 25.1 лет в XIX веке. В то же время в центре в XVII веке этот показатель равнялся всего 21.4 году, но в XVIII веке поднялся уже до 25.8 лет, а в XIX веке до 26.3 лет. На юге Франции в XVII веке выходили замуж в первый раз в среднем в 22.2 года, в XVIII веке в 23.9 года, а в XIX показатель стал уже таким же высоким, как на севере – 26.3 лет. В общем для Франции показатель равнялся 22 годам в XVII веке, 25.7 годам в XVIII и 24.5 в XIX. C Италией (родиной Джульетты) всё было не совсем однозначно, но всё же явно не вписывалось в картину с массовыми браками в 12-13 лет. Средний возраст при первом замужестве в Северной Италии составлял 22.6 года в XVII веке, 24.9 лет в XVIII и 24.3 в XIX. На юге выходили замуж раньше, в 21.2 год в XVII веке, 21.6 год в XVIII веке, а в XIX веке уже в 23.5 года. Ещё одной страной с неоднозначным брачным возрастом была Испания. На севере выходили замуж в 24.5 года в XVIII веке. Самый низкий фактический брачный возраст был на юге Испании в XVII веке. Он составлял всего 18.6 лет. Но в XVIII веке он вырос до 22.8 лет. Кроме того, это не все страны, полный перечень и показатели можно посмотреть в оригинальной статье [1].

Суммируя все приведённые выше данные, можно сказать, что на севере Европы выходили замуж позже, на юге раньше, но почти во всех случаях показатели были больше 20 лет, а чаще всего составляли 23 года и более. Последнее является одной из черт западноевропейской брачности по Джону Хайналу. Хотя концепция Хайнала подверглась пересмотру во многих частях, высокий брачный возраст почти не вызывает сомнений у исследователей [2].

Так же в рамках разоблачения мифа о раннем брачном возрасте можно привести конкретные процентные данные по одному из регионов Европы. В исследованных Джоном Кноделем немецких приходах в XVIII-XIX веках лишь 9.4% невест при первом замужестве были моложе 20 лет, а 49% вышли первый раз замуж после 25-ти лет [3]. В исследованых Кембриджской группой английских приходах в XVII веке только 10% невест были моложе 20-ти лет и менее 1% из них выходили замуж в 15 лет или раньше, и хотя в XVIII веке невест моложе 20-ти стало уже 20%, число совсем юных среди них не изменилось [4].

2. Умирали в 35 лет

Ещё один миф, который любят смаковать люди, порой принадлежащие к совершенно разным взглядам. «Умирали в 30 лет», «30-летняя женщина считалась старухой» и т.д., дружно повторяют они. Если мы посмотрим на среднюю продолжительность жизни в Новое время, то действительно увидим низкие цифры: от 33 до 45 лет в зависимости от периода. Но значит ли это, что люди действительно в основной массе умирали в 30-40 лет? Безусловно, нет. Потому что средняя продолжительность жизни при рождении высчитывается для всех родившихся, включая тех, кто умер в течении первых лет жизни. А детская смертность в Европе была высокой вплоть до открытий Пастера в конце XIX века. Во многих странах до года умирало около 20% детей, а до 15-ти лет не доживала половина всех родившихся или даже больше. По данным, полученным из книги Ливи Баччи Массимо "Демографическая история Европы" во Франции в 1750-1799 до года умирало 27.3% детей, а до 15-ти лет 50.9% [5]. В Швеции 1750-1790 годов смертность до года составляла 20%, а смертность до 15-ти лет - 38.8%, в Дании – 19.1% и 35.9% соответственно. Высокие показатели были в деревнях Германии, где в конце XVIII-начале XIX века на первом году жизни умирало 22.8% детей [6]. Грегори Кларк приводит данные, по которым в Англии в XVII веке до 1 года умирало 18% детей, а до 15-ти – 32%, а в XVIII веке 17% и 30% соответственно [7].

Понятно, что такие показатели занижали среднюю продолжительность жизни и потому по ней нельзя судить, сколько жили те люди, которые пережили детство и/или вступили в брак. Поэтому некоторые исследователи рассчитали не только среднюю продолжительность жизни при рождении, но и среднюю продолжительность жизни в возрасте 15 лет или 20 лет. И получилось, что в среднем доживший до 20 лет житель Англии (вне зависимости от пола) жил 51 год в 1650-1699 годах и 54 года в 1750-1799 годах [7]. Или что в Швеции продолжительность жизни в возрасте 15 лет составляла 40 лет, следовательно в общей сложности взрослый житель Швеции жил 55 лет [8]. К сожалению, мне не удалось найти почти ни одного такого исследования, где давались бы отдельные показатели по мужчинам и по женщинам. Исключение составляет исследование Фридерики Куль по приходу Святого Креста в немецком Кройцвейнгартене. Для 78 женщин, вышедших замуж в приходе, средняя продолжительность жизни составила 62.5 года [9]. Ульф Хёгберг и Суне Акерман выяснили, что в сельской Швеции в XIX веке одна треть замужних женщин умирала до 50 лет [10], но две трети умирали после 50, что так же противоречит утверждению о том, что все или почти все умирали в 30-40 лет. А брачный возраст 24-26 лет делает уиверждение о 30-летних старухах ещё более абсурдным.

3. Все рожали по 10 детей

Часто можно встретить утверждение, что все или большинство женщин в Европе в прошлом рожали 10-15 детей. Однако в действительности плодовитость была значительно ниже. У средней западноевропейской женщины месячные начинались примерно в 15-16 лет. До 24-26 лет она оставалась незамужней. То есть около 10 лет, часть из которых могла пройти в деторождении, проходила в незамужнем состоянии. Внебрачная рождаемость была довольно низкой (в основном от 1% до 4%) [5]. Это сокращало число детей, рождённых женщиной. Имеются данные по XVIII веку. Без учёта женщин, умерших до 45 лет, среднее количество детей, рождённых замужней женщиной, составляло от 5.3 в Скандинавии до 6.8 в Бельгии [7]. То есть даже самый большой средний показатель примерно на треть ниже воображаемых многими 10 детей. Естественно, что в Западной Европе были и те женщны, что родили 10 и более детей, но они находились в меньшинстве.

4. Умирали от родов через одну

Когда речь заходит о материнской смертности, то начинается жонглирование цифрами. Иногда непонятно откуда берётся цифра в 20%, а другие просто пишут «умирали пачками», «умирали через одну», "каждая третья" и т.п. Посмотрим, какой была материнская смертность на самом деле.

Для начала рассмотрим риск, приходящийся на одни роды. Этот показатель производен от числа материнских смертей в течении первых 42 дней после окончания беременности на 1000, 10 000 или (чаще всего) 100 000 случаев родов. По резултатам исследования Эктора Гутьереса и Жака Уделя был сделан вывод, что во Франции XVIII века 1.15% родов заканчивались смертью матери [11]. Для Англии между показатель составил 1.34% в 1600-1649, 1.63% в 1650-1699, 1.28% в 1700-1749, 0.92% в 1750-1799 и 0.55% в 1800-1837 [7]. В немецких деревнях, рассмотренных в исследовании Франческо Скалоне, между 1766 и 1863 произошло 15 077 родов, из которых 152 закончились смертью матери [12], что составляет 1.01%. В семи шведских приходах, исследованых Ульфом Хёгбергом и Гёраном Брострёмом, показатель составил 0.59% [13].

Можно сказать, что эти цифры плохо отражают материнскую смертность, потому что раньше женщины рожали больше детей. Но есть подсчёты и по доле рожавших женщин, которые умерли от родов. Во Франции XVIII века из числа детных женщин от родов умирало около 6% [11]. В Англии показатели менялись между XVII и XIX веками. В 1600-1649 от родов умирало 9.7% всех матерей, в 1650-1699 число возросло до 11.3%, в 1700-1749 упало до 9%, в 1750-1799 до 7.1% и в 1800-1837 составило 4.3% [7]. В исследованнии Скалоне говорится, что в исследованных немецких деревнях в 1766-1863 из 3418 матерей 152 умерли в течении первых 42 дней после родов [12]. Это значит, что от родов умерло 4.45% всех матерей. В шведских деревнях XIX века, исследованных Хёгбергом и Брострёмом, одна из 14 замужних женщин умирала от родов [13], что составляет примерно 7%.

Все эти показатели действительно большие по сравнению с XXI веком, но они так же далеки и от того, что представляют себе авторы цитат про «умирали через одну». Кроме того, мне ещё попадалась одна дама, которая говорила, что материнская смертность влияла на среднюю продолжительность жизни при рождении в той же мери, что и детская. Вот только это утверждение является совершенно не соответствующим реальности. В младенчестве и детстве умирало в общей сложности от одной до двух третей всей родившихся девочек. Из выживших каждая десятая оставалась незамужней. Из замужних каждая десятая оставалась бездетной. А среди рожавших смертность колебалась от каждой двадцатой до каджой десятой. Но это была довольно скромная доля от общего числа смертей родившихся девочек, в несколько раз меньше детской.

5. Редко оставались незамужними

Бытует мнение о том, что в Новое время почти все европейские женщины выходили замуж и редко оставались незамужними. Но оно так же мало соответствует действительности. Согласно уже упоминавшемуся исследованию Трэйси Деннисон и Шейлы Огилви [1], в XVII-XIX веках к 50 годам в большинстве западноевропейских стран никогда не выходили замуж 10% и более женщин, причём в некоторых странах этот показатель составлял более 20%, а Австрия в XVIII-XIX веках побила рекорды по безбрачию 50-летних женщин, где оно составило 38% в XVIII веке и 32.2% в XIX веке.

6. Инквизиция истребила красивых женщин Европы

Этот миф я отнесла к мифам про женщин Нового времени по той причине, что охота на ведьм в значительной степени происходила в XVI-XVII веках. Любят говорить, будто в Европе женщины некрасивые и что это из-за того, что инквизиция отправляла на костёр красивых женщин и «уничтожила генофонд Европы». Но чтобы деятельность инквизиции отразилась на «генофонде Европы» таким образом, нужно, чтобы жертвами становились преимущественно молодые женщины. Однако в таком случае данное утверждение противоречит имеющимся фактам. Американский историк Вильям Монтер, являющийся доцентом Северо-Западного университета, исследовал ведовские дела из Швейцарии, Англии и Франции. На основании 155 дел, где упоминался возраст обвиняемой, выяснилось, что средний возраст обвинённых в колдовстве женщин составлял 60 лет [14]. Сомнительно, что в таком позднем возрасте женщины могли заинтересовать охотников за ведьмами своей красотой. Поэтому версия об «уничтожении генофонда Европы» является очередным мифом.

Источники:
1. https://eml.berkeley.edu/~webfac/eichen … nnison.pdf
2. https://www.ru.nl/publish/pages/800120/ … rriage.pdf
3. Knodel J. E. Demographic Behavior in the past. A Study of Fourteen German Village populations in the Eighteenth and Nineteenth Centuries. — Cambridge, 1988.
4. English Population History from Family Reconstitution 1580-1837', EA Wrigley, RS Davies, JE Oppen, RS Schofield (Cambridge, 1997)
5. Л. М. Баччи: Демографическая история Европы
6. A.R. Pebley, A.I. Hermalin, and J. Knodel, “Birth spacing and infant mortality: evidence for eighteenth and nineteenth century German villages”
7. Грегори Кларк. Прощай, нищета! Краткая экономическая история мира / Пер. с англ. Николая Эдельмана. — М.: Издательство Института Гайдара, 2012. — 304 c.
8. Longevity among Hunter-Gatherers: A Cross-Cultural Examination. Michael Gurven and Hillard Kaplan
9. http://www.woenge.de/woeng/artikel/1100 … /0407.html
10. Reproductive pattern among women in 19th century Sweden - Volume 22 Issue 1 - Ulf Högberg, Sune Åkerman.
11. Gutierrez Hector et Houdaille Jacques. — La mortalité maternelle en France au XVIII siècle.
12. Francesco Scalone, Effects of nutritional stress and socio-economic status on maternal mortality in six German villages, 1766–1863
13. Högberg U, Brostrom G. The demography of maternal mortality—seven Swedish parishes in the 19th century.
14. E. William Monter,ed., European Witchcraft (New York: John Wiley, 1969)

+4

20

Отредактировано Rotondis (2023-11-18 16:01:54)

+1