Французский роман плаща и шпаги зарисовки на полях Дюма

Французский роман плаща и шпаги

Объявление

В середине января Французскому роману плаща и шпаги исполнилось 17 лет. Почитать воспоминания, связанные с нашим пятнадцатилетием, можно тут.

Продолжается четвертый сезон игры. Список желанных персонажей по-прежнему актуален, а о неканонах лучше спросить в гостевой.

Текущие игровые эпизоды:
Посланец или: Туда и обратно. Январь 1629 г., окрестности Женольяка: Пробирающийся в поместье Бондюранов отряд католиков попадает в плен.
Как брак с браком. Конец марта 1629 года: Мадлен Буше добирается до дома своего жениха, но так ли он рад ее видеть?
Обменяли хулигана. Осень 1622 года: Алехандро де Кабрера и Диего де Альба устраивают побег Адриану де Оньяте.

Текущие игровые эпизоды:
Приключения находятся сами. 17 сентября 1629 года: Эмили, не выходя из дома, помогает герцогине де Ларошфуко найти украденного сына.
Прошедшее и не произошедшее. Октябрь 1624 года, дорога на Ножан: Доминик Шере решает использовать своего друга, чтобы получить вести о своей семье.
Минуты тайного свиданья. Февраль 1619 года: Оказавшись в ловушке вместе с фаворитом папского легата, епископ Люсонский и Луи де Лавалетт ищут пути выбраться из нее и взобраться повыше.

Текущие игровые эпизоды:
Не ходите, дети, в Африку гулять. Июль 1616 года: Андре Мартен и Доминик Шере оказываются в плену.
Autre n'auray. Отхождение от плана не приветствуется. Май 1436 года: Потерпев унизительное поражение, г- н де Мильво придумывает новый план, осуществлять который предстоит его дочери.
У нас нет права на любовь. 10 марта 1629 года: Королева Анна утешает Месье после провала его плана.
Говорить легко удивительно тяжело. Конец октября 1629: Улаф и Кристина рассказывают г-же Оксеншерна о похищении ее дочери.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Французский роман плаща и шпаги » От переводчика » О евреях и иудеях


О евреях и иудеях

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Информация в этой теме, выложенная от ника Перо, была собрана игроками первых двух сезонов игры на форуме http://francexvii.borda.ru/.
Изначальное авторство постов можно посмотреть здесь

0

2

Евреи были изгнаны из Франции в первый раз в 1306 году и более-менее окончательно в 1394 году. Когда Прованс был присоединен к Франции в 1481-м году, в 1498 году Людовик XII издал закон, изгоняющий евреев из Прованса, который был возобновлен в 1500-м и в 1501-м годах и приведен в исполнение. 23 апреля 1615 года был принят очередной закон, запрещающий христианам предоставлять евреям жилье или общаться с ними под угрозой смертной казни с конфискацией имущества.

0

3

ЕВРЕИ НА ТЕРРИТОРИИ ФРАНЦИИ В 16–18 вв.

О "новых христианах" из Португалии и Испании, к коим, насколько можно судить по анкете, принадлежал дед, или скорее - прадед господина Портоса Исаак, написано там же. Испанский марран вполне мог сбежать в пограничный с Наваррой Беарн.

Еще одной группой еврейского населения Франции были марраны, которые в 1550–1750 гг. приезжали из Испании и Португалии в Южную Францию. Марраны жили в Сан-Жан де Люз, Торбе, Марселе, Монпелье, но в основном в Бордо и Байонне. Всего во Францию приехало около 200 семей марранов, которых власти официально называли «португальскими купцами». Французские короли Генрих II (1547–59), Генрих III (1574–89) и Генрих IV (1589–1610) предоставили беженцам так называемые письма о натурализации (такие письма выдавались многим иностранцам-христианам, жившим во Франции, они фактически уравнивали натурализованных с местными жителями). «Португальские купцы» внешне соблюдали христианские обряды, но втайне сохраняли верность иудаизму. В 16–17 вв. «португальские купцы» крестили новорожденных, заключали браки в церквях, хоронили покойников на христианских кладбищах; только с 1686 г. они перестали устраивать христианские свадебные церемонии, а с 1710 г. — крестить младенцев.

0

4

Из Еврейской Энциклопедии выяснились интересные вещи (спасибо jude с Дюмасферы за наводку). Оказывается, Кончини причисляли к иудействующим:

Евреи в П. от XIV до XVIII в. После изгнания в 1394 г. отдельные евреи случайно и изредка посещали П. В царствование Людовика XI (1461—83) несколько евреев получили разрешение короля поселиться в П. под условием заручиться свидетельством от полиции, которое должно было возобновляться каждые 2 или 3 месяца. Около 1500 г. встречается упоминание о пребывании в П. «новохристианского» семейства Говеи, родом из Португалии. Франциск I (1515—1547) пригласил из Константинополя еврея-врача; он же основал кафедру еврейской науки в Collège de France (1538). Интересен процесс, возбужденный против Кончини (маршала д’Анкр), первого министра Людовика XIII, и его жены Леоноры Галагаи, обвиненных в принадлежности к еврейству. Они будто привезли с собой в П. из Голландии нескольких евреев; кроме тайного исповедования иудейства, они были обвинены в «исполнении еврейского обряда — принесения в жертву петуха по случаю праздника Всепрощения», в пользовании каббалой и другими еврейскими книгами. В их доме были найдены экземпляры махзора, книга, озаглавленная «Хеймук» (Хиннух), амулет, филактерии и проч. («Recueil des charges du procès fait à la Mémoire de Concini», 1617). По-видимому, этот процесс был возбужден против Кончини благодаря интригам его врагов. В 1611 г. королева Мария Медичи пригласила к себе врача Илию Монтальто, согласившегося приехать лишь под условием, что ему и его семье будет гарантирована полная свобода в исполнении обрядов своей религии; Монтальто пользовался высокой репутацией при дворе (см.). Благодаря Монтальто и Кончини евреи жили несколько лет спокойно в П. Со вступлением во власть Людовика XIII (1610—43) положение их ухудшилось. В 1615 г. 23 апреля они были изгнаны. Некто Жан Фонтанье, поочередно кальвинист, монах, адвокат, королевский секретарь, и, наконец, еврей, прилагал все усилия к возвращению евреев во Францию; он был сожжен на площади La Grève.

ЕЭБЕ

Это изгнание евреев из Франции касалось в основном Парижа, но не Меца (это Лотарингия, оттуда более ранними французскими декретами не изгоняли) или Бордо (где также жили "новые христиане).

Жан Фонтанье был сожжен в 1621 году. Почитать про него (тоже по-французски) можно здесь

Об Илии Монтальто (Эли де Монтальто, также известным под именем Фелипе Родригес Монтальто, 1567-1616)), итальянском враче из португальских марранов, можно почитать по-английски или по-португальски

Отредактировано Перо (2015-12-12 18:53:03)

0

5

Буквально пара штрихов в подтверждение сказанному выше по поводу Меца и Бордо. Источник Esther_Benbassa «Histoire des Juifs de France».
Биографическая справка об авторе здесь

Существует русскоязычное издание книги, которого у меня в наличии нет, поэтому вынуждена ссылаться на англоязычное издание Esther_Benbassa «The Jews of France: A History from Antiquity to the Present» | Эстер Бенбасса «История евреев Франции со времен  античности до наших дней», 2000

Мец

In 1595, the twenty Jewish households then existing in Metz officially constituted themselves as a communal body. Their number continued to grow. In 1637, the community numbered eighty-five households, totalling perhaps 351 persons out of a population of 15,023, and this despite eight successive ordinances, promulgated between 1600 and 1630, that pretended to limit the admission of new residents but actually sanctioned their increase. Henri IV, Louis XIII, and Louis XIV, during their respective visits to the city in 1603, 1632, and 1657, confirmed the privileges of the Jews by letters patent. In 1717, the city was home to 480 Jewish households, roughly 1,900 persons out of a total urban population of 26,516

В 1595 году двадцать проживавших в Меце еврейских семейств официально объявили себя общиной.Их число продолжало расти. В 1637 году община насчитывала 85 семейств с общим количеством примерно в 351 человек при том что население города составляло 15,023 жителей. И все это вопреки восьми ордонансам, вступившим в силу между 1600 и 1630 годами, которые ставили своей целью ограничить число новых резидентов, но на самом деле способствовали его росту. Генрих IV, Людовик XIII  и Людовик XIV во время своих визитов соответственно в 1603, 1632 и 1657 годах подтвердили привилегии, предоставленные евреям с помощью жалованных грамот (или актов пожалования прав). В 1717 году Метц стал родным домом для 480 еврейских семейств общим числом около 1900 человек из 26,516 жителей города.

«Новые христиане»  Бордо

At the beginning of the seventeenth century, a few gestures were made in the direction of expulsion. On 23 April 1615, Louis XIII demanded that all Jews, disguised or not, leave France the following month. It is clear that the Jewishness of these New Christians was a mystery to no one. The parliament of Bordeaux blocked application of this measure, going against even the wishes of the city's merchants. The same year, in order to better protect them, the New Christians were authorized to inhabit Bordeaux in exchange for payment of a fee. Two hundred sixty persons took advantage of the privilege of acquiring naturalized status, which gave them the right to open retail stores.

«В начале семнадцатого столетия были предприняты действия по изгнанию [новых христиан]. 23 апреля 1615 года Людовик XIII потребовал, чтобы все евреи, тайные или явные, покинули Францию в следующем же месяце. Совершенно ясно, что еврейское происхождение «новых христиан» ни для кого не было тайной. Парламент Бордо воспрепятствовал практическому применению этой меры, пойдя наперекор желанию городских торговцев. В том же году «новые христиане» получили официальное разрешение проживать в Бордо в обмен на уплату некоторой денежной суммы. Двести шестьдесят человек воспользовались данной привилегией и были натурализованы, получив, таким образом, право открывать торговые лавки.»

0

6

Во Франции (где поселение купцов из Португалии было разрешено Генрихом IV в конце 16 в.) марраны формально считались католиками до 1730 г., когда их официально признали евреями; но и ранее власти не вмешивались в их религиозную жизнь. Наиболее значительные общины марранов были в Бордо и Байонне, меньшие — в Ла-Рошели, Нанте, Руане, Сен-Жан-де-Люзе, Биаррице, Ла-Бастиде и других городах. здесь

0

7

Отредактировано Rotondis (2023-11-18 16:29:51)

0

8

В "наше" время повседневный костюм европейских евреев уже ничем не отличается от костюма зажиточного горожанина-христианина. Евреи одеваются по моде той страны, где живут. Субботнее платье сохраняет архаические черты - это черный плащ со складками и берет или круглая черная фетровая или шерстяная шляпа. Такой субботняя одежда сохранится до конца XVIII в.

Рембрандт "Портрет пары в образе Исаака и Ревекки", ок. 1662-1666 гг. (больше известен как "Еврейская невеста")

http://newsimg.bbc.co.uk/media/images/41370000/jpg/_41370784_060224-rembrandt1.jpg

У "Ревекки" на указательном пальце правой руки - обручальное кольцо.
Правда, точно неизвестно, кто позировал художнику: еврейская пара или христиане. Впрочем, Рембрандт нередко приглашал в качестве моделей своих друзей-евреев.

Рембрандт "Портрет молодого еврея" (1648 г.)

https://www.hadassahmagazine.org/wp-content/uploads/2014/04/Portraitofyoungjew.jpg

На голове у молодого человека - кипа или ярмолка, традиционный головной убор, который надевают, когда снимают шляпу. Евреи не ходят с непокрытой головой даже дома.

Рембрандт "Портрет старика-еврея" (1654 г.)

http://sd.uploads.ru/t/TKXYO.jpg

Однако во всех папских владениях, включая Авиньон, евреям предписывается носить отличительный знак - головной убор желтого цвета. У мужчины это шляпа, как я понимаю, отличающаяся от шляпы христианина уже только цветом, а у женщины - платок. Носить отличительный знак полагалось даже в гетто. Эту традицию переняла вся Италия, за исключением Ливорно. В Венеции цвет головного убора был красным.

В папских владениях власти имеют законное право изымать детей из еврейских семей, чтобы крестить их. Кроме того, любой горожанин мог безнаказанно похитить еврейского ребенка, чтобы крестить его. Такие дети помещались в приюты для обращенных, содержащиеся на деньги, взымаемые у еврейской общины, и после крещения уже не могли вернуться к иудаизму. Похищение еврейских детей в Италии приняло огромные масштабы. В Авиньоне эта практика тоже существовала.

Также евреям предписывалось по субботам посещать христианские проповеди.

Источники:
Еврейская энциклопедия
Еврейская энциклопедия
Еврейская энциклопедия
Encyclopaedia Judaica

Отредактировано Rotondis (2019-06-19 12:50:05)

0

9

Несколько фактов об "испано-португальской колонии" в Руане

Факт первый и, наверное, самый интересный: до 1633 г. в Руане постоянно проживали, по меньшей мере, две семьи иудеев (некрещеных), выходцев из Амстердама: да Ахес и да Акоста (sic!), а также слуга Ахесов - Эммануэль Валансен. Давид Ахес когда-то был католиком, но в Амстердаме вступил в еврейскую общину, а его жена и дети, как и семья да Акоста и Валансен, родились иудеями. До 1633 г. никаким притеснениям они не подвергались, хотя официально евреи из Франции были изгнаны.

Факт второй: в городе часто останавливались приезжие из Венеции и Амстердама, среди которых тоже были иудеи.

Третий: Большинство "португальцев" Руана не могли подтвердить, что они вообще когда-либо были крещены.

Четвертый: в начале XVII в. на руанских "португальцев" посыпались обвинения в тайном исповедании иудаизма, однако корона была благосклонна к марранам, благодаря заступничеству Элии Монтальто. Руан привлекал беглецов, их "колония" все росла - и с марта 1618 г. жители Руана регулярно жаловались королю на засилье чужеземцев, монополизировавших международную торговлю и посягнувших на права местных купцов.

Пятый: в францисканской церкви Св. Этьена была так называемая Испанская часовня - известно, что в начале XVII в. более половины ее прихожан были конверсос. В Руане сложилась целая община иудействующих, центром которой стала семья Пинто Дельгадо. Они проводили такие обряды, как обрезание, учили иврит и праздновали еврейские праздники, почти не скрывая этого от соседей.

Шестой: отец и сын - Гонсалу и Жуан (Моше) Пинто Дельгадо были выдающимися поэтами своего времени, Жуан даже посвятил кардиналу де Ришелье стихотворное переложение библейских книг Есфири, Руфи и Плача Иеремии. Как полагает Сесиль Рот, судя по дальнейшим событиям, этот подарок был принят благосклонно, а сам Жуан с 1627 г. оказался в окружении кардинала.

Седьмой: община марранов мирно существовала до 1632 г., пока не разразился религиозный скандал. В Руане жили и старые христиане-испанцы. В 1632 г. некто Диего Оливера - глава большой семьи - пожелал получить письмо о натурализации, которое дало бы всей его семье равные права с купцами-французами. Для получения письма ему необходимо было подтвердить, что он добрый католик. Оливера, не задумываясь, обратился к Диего Сиснеросу - бедному священнику, жившему на пожертвования своих соотечественников и известному своей нетерпимостью к евреям. Но Сиснерос отказался помочь Оливере и объявил его вероотступником. Купец возмутился и потребовал публичных извинений. Священник отказался взять свои слова обратно и повторил обвинения против Оливеры на церковном суде. Ни угрозы, ни подкуп не помогли. Тогда Оливера, в свою очередь, обвинил Сиснероса в предательстве Франции, шпионаже в пользу испанской короны и сотрудничестве с инквизицией. Дело приняло серьезный оборот, и им заинтересовался руанский парламент, также настроенный против "португальцев". А потом и королевский суд.

В январе 1633 г. Сиснерос попросил разрешения вновь предстать перед судом, заявив, что готов подтвердить свои показания против Оливеры, и у него есть свидетели. Около дюжины свидетелей не только подтвердили слова Сиснероса, но и назвали суду 36 фамилий тайных иудеев. В целом, было обвинено около 100 человек. Некоторым из них удалось бежать. Жуан Пинто Дельгадо с женой уехал в Париж, а уже оттуда - в Антверпен. В доме Дельгадо в Руане был найден свиток Пятикнижия на иврите. Все их руанское имущество было конфисковано. Однако на заседании в Форже в конце июня 1633 г. суд оправдал всех обвиняемых, постановил вернуть им собственность и запретил как либо досаждать им. На деньги - 250 тысяч ливров, которые португальская община пожертвовала Церкви в доказательство своей искренней веры, было решено построить дом призрения, как отмечал кардинал Ришелье. Мало-помалу беглецы стали возвращаться домой.

Если руанские марраны отделались малой кровью, то семьям иудеев повезло меньше: их вынудили креститься. Что касается Жуана Пинто Дельгадо, то он с женой предпочел остаться в Антверпене, где смог открыто исповедовать иудаизм и продолжил свою литературную деятельность.

Источник - Марраны Руана (по статьям и книгам Сесиль Рот и Люсьена Вольфа).

Отредактировано Луис де Толедо (2020-02-28 09:29:39)

+1


Вы здесь » Французский роман плаща и шпаги » От переводчика » О евреях и иудеях