Французский роман плаща и шпаги зарисовки на полях Дюма

Французский роман плаща и шпаги

Объявление

В середине января Французскому роману плаща и шпаги исполнилось 17 лет. Почитать воспоминания, связанные с нашим пятнадцатилетием, можно тут.

Продолжается четвертый сезон игры. Список желанных персонажей по-прежнему актуален, а о неканонах лучше спросить в гостевой.

Текущие игровые эпизоды:
Посланец или: Туда и обратно. Январь 1629 г., окрестности Женольяка: Пробирающийся в поместье Бондюранов отряд католиков попадает в плен.
Как брак с браком. Конец марта 1629 года: Мадлен Буше добирается до дома своего жениха, но так ли он рад ее видеть?
Обменяли хулигана. Осень 1622 года: Алехандро де Кабрера и Диего де Альба устраивают побег Адриану де Оньяте.

Текущие игровые эпизоды:
Приключения находятся сами. 17 сентября 1629 года: Эмили, не выходя из дома, помогает герцогине де Ларошфуко найти украденного сына.
Прошедшее и не произошедшее. Октябрь 1624 года, дорога на Ножан: Доминик Шере решает использовать своего друга, чтобы получить вести о своей семье.
Минуты тайного свиданья. Февраль 1619 года: Оказавшись в ловушке вместе с фаворитом папского легата, епископ Люсонский и Луи де Лавалетт ищут пути выбраться из нее и взобраться повыше.

Текущие игровые эпизоды:
Не ходите, дети, в Африку гулять. Июль 1616 года: Андре Мартен и Доминик Шере оказываются в плену.
Autre n'auray. Отхождение от плана не приветствуется. Май 1436 года: Потерпев унизительное поражение, г- н де Мильво придумывает новый план, осуществлять который предстоит его дочери.
У нас нет права на любовь. 10 марта 1629 года: Королева Анна утешает Месье после провала его плана.
Говорить легко удивительно тяжело. Конец октября 1629: Улаф и Кристина рассказывают г-же Оксеншерна о похищении ее дочери.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Французский роман плаща и шпаги » От переводчика » Гастрономия, питание и кулинария


Гастрономия, питание и кулинария

Сообщений 1 страница 20 из 23

1

Информация в этой теме, выложенная от ника Перо, была собрана игроками первых двух сезонов игры на форуме http://francexvii.borda.ru/.
Изначальное авторство постов можно посмотреть здесь

0

2

Общая картина

Как без лишних слов узнать, к какому социальному слою принадлежит тот или иной человек? Очень просто – достаточно заглянуть к нему на кухню и в гардероб. Так было, и ничего не изменилось до сих пор: обеденный стол и одежда красноречиво свидетельствуют о социальном статусе. Поэтому, говоря о питании европейцев в Новое время,  всегда нужно помнить о той огромной разнице, которая существовала между рационом бедняка, зажиточного горожанина и аристократа.

Чем питались в Новое время крестьяне и городские низы Французского королевства?  «Продовольственный паек» современников кардинала Ришелье был начисто лишен причуд и изысков. Основу бедняцкого рациона составляла гороховая или бобовая похлебка, капуста, лук, репа, грибы, брюква, орехи, некоторые фрукты, а из белковых продуктов – яйца и куры, начиная с XVII века.

Более зажиточные крестьяне добавляли к этому пищевому набору пастернак, морковь, редис, свеклу, сыр, молоко, баранину, свинину и козлятину. Признаком достатка считалось наличие в хозяйстве коровы. Туши домашних животных практически целиком шли в пищу. Например, кроме сала и мяса, готовили разными способами свиные потроха, ноги, языки фаршировали или коптили, уши же вообще играли роль деликатеса.

Соус – неотъемлемый атрибут французской кухни имел свои особенности, определявшиеся как географическим положением, так и размером кошелька. Гасконцы любили чесночный соус, крестьяне в Нормандии в качестве соуса использовали сливки, горожане с этой целью взбивали кислое вино с желтками, аристократам на стол подавали соус из миндального  молока, артишоков, зернышек граната и т.п.

Масло богатые французы считали приправой, предоставляя право питаться им крестьянам. Сахар слыл лекарственным средством, поэтому продавался в аптеках и стоил недешево. Мясо так же имело «социальный привкус». Вплоть до XVII века нежное мясо кур и каплунов считалось пищей аристократов и духовенства, а вот тяжелая говядина как нельзя лучше подходила для грубых желудков простонародья.

Может показаться удивительным, но презрение высшего класса к свинине и говядине почему-то не распространялось на потроха этих животных, которые считались изысканной пищей. Особой демократичностью отличались рыбные блюда, поскольку рыба «водилась» на столе у всех подданных французского короля. Употребляли морскую, речную, выращенную в искусственных прудах рыбу, а также гребешков, моллюсков и прочих обитателей морских пучин.

Если в Средневековье овощи большей частью считались пищей бедняков, то в Новое время питание аристократов и зажиточных горожан Франции постепенно разнообразилось за счет этих даров земли. Популярной была привезенная из Америки фасоль, а также артишоки, огурцы, шпинат, салат-латук. Заморские фрукты, лимоны, апельсины, ананасы тоже украшали обеденные столы в богатых домах. Простой люд довольствовался местными яблоками, грушами, виноградом.

Из яблок в Нормандии готовили, кроме того, сидр, а груши варили в сладком вине, служившем натуральным консервантом. Если речь зашла о винах, то следует отметить, что французские вина в большинстве своем были сухими. Итальянцам, приезжавшим во Францию и привыкшим к сладким винам своей родины, приходилось долго привыкать к местной «кислятине».  Впрочем, французские путешественники тоже жаловались на то, что в Италии не чем утолить жажду.

Из молочных продуктов первенствовал сыр. Рокфор уже тогда слыл деликатесом у аристократов. Беднота питалась творогом, кислым молоком и сушеным сыром. Белый дрожжевой хлеб, из-за своей высокой цены, был абсолютно незнаком большинству французов. Простой люд питался грубым ячменным или ржаным хлебом. Хотя в неурожайные годы и господа не брезговали ржаной мукой, добавляя в нее для мягкости немного пшеничной.

Осталось упомянуть о лакомствах. На столы аристократов, духовенства и богатых купцов подавали варенье, пирожные, сладкие пироги, крестьяне и городская беднота по праздникам довольствовалась вафлями. Людовик XIII любил кулинарничать, он по собственному рецепту готовил сладкое вино с добавлением амбры, корицы, мускуса, миндаля, то есть гипокрас. Его супруга Анна Австрийская ввела моду при французском дворе на горячий шоколад.

Мушкетеры этой венценосной четы не могли похвастаться разносолами, если, конечно, они не принадлежали к верхушке аристократии, державшей собственных поваров. Выходцы из бедного дворянства питались либо в трактирах, либо пользовались «открытыми столами» в богатых домах. Со времен Средневековья существовала также традиция «Большого королевского стола».

В определенные дни поздним вечером в передней королевских покоев подавали ужин для придворных, на котором присутствовал монарх с женой и детьми. Людовики XIII и XIV придерживались этого средневекового обычая, но Людовик XV, а тем более Людовик XVI уже редко вспоминали о нем.

В XVII веке стол во дворце сервировали серебряной и золотой посудой, а в домах подданных Его Королевского Величества – оловянной,  деревня же продолжала есть из глиняной посуды. Фаянс вытеснил металлическую утварь только в следующем столетии. Индивидуальные тарелки ввел в обиход кардинал Мазарини, вилка – эта «дьявольская выдумка», как ее называли священники, – была под запретом еще очень долго.

В течение трапезы блюда менялись несколько раз. Первыми подавали разнообразные супы и рыбу, вторая перемена состояла из основного блюда, третья из дичи, птицы и жаркого, и наконец, на десерт подавали сладости, фрукты, мороженое и сыры. Подобным образом обедала вся знать. На каждую перемену блюд и на десерт подавали, как правило по три блюда, например, три вида супа, три вида жаркого и т.д. Главную роль в питании знати играли паштеты, густые супы и маринады.

В XVIII веке питание французской аристократии все более поддавалось веяниям моды, чаще всего экстравагантной. В то время как буржуазия обычно обедала тушеным мясом и кашей в сопровождении салатов и закусок, на десерт подавали варенье, фрукты, сыр. В этом же столетии появились новые блюда: майонез, заливное из дичи, сыр Камамбер, паштет из гусиной печени,  из напитков – шампанское, ликеры.

Кроме домашней кухни, во Франции пользовались популярностью и заведения «общепита». Например, еще в XVI веке в Париже открылась ресторация «Серебряная башня», разгромленная в годы Великой Французской Революции. Туда не брезговали заглядывать даже короли Генрих III и Людовик XIV, а также могущественный кардинал Ришелье.

В XVII веке возросшая популярность кофе, дорогого деликатеса, привела к открытию кофеен. Разумеется, трактиры, винные погребки и таверны также продолжали существовать, удовлетворяя аппетит людей с более скромным достатком.В любом случае очевидно, что питание французов в Новое время  во многом зависело от толщины их кошелька. Впрочем, это в равной степени справедливо для любой нации, в любую эпоху, включая наше время.

Отсюда

0

3

Как выясняется, несмотря на отсутствие картошки, помидоров и многих других приятных вещей, у нас есть индейка и мускусная утка – пусть даже и только для состоятельных людей. (В отличие от сливочного масла, которое едят скорее бедняки. В некоторых районах сливочное масло используют в пост вместо оливкового масла.)

Индейка, или индейская курица/индейский петух, упоминается еще в Гаргантюа (1534) у Рабле. В том же году, судя по счетам, индеек выращивают в замке Алансон у Маргариты Наваррской. А в 1549-м году, на празднике, устроенном в честь Екатерины Медичи, было подано 69 индеек. В то время их порой путают с цесарками, отрицая, что их привезли из Нового Света. Помимо Испании и Франции, индеек упоминают в Англии, в Германии, в Чехословакии и даже в Польше.

В 1555-м году мускусную утку уже разводят во многих областях Франции, но «с недавнего времени». Полувеком позже она уже стала частым обитателем птичьих дворов, в отличие от индейки, которая используется и для украшения богатых домов.

Источники:
https://books.google.co.uk/books?id=tv0 … navlinks_s
https://books.google.co.uk/books?id=y2A … mp;f=false
http://www.museum.agropolis.fr/pages/sa … canard.htm

0

4

А вот что точно не является догадкой - это контакт с картофелем Томаса Кавендиша. 10 сентября 1588 года он вернулся из кругосветного плавания и привез несколько бочонков картофеля, переложенного соломой, захваченных на складах испанцев. Захватил он их 16 марта 1587 года на Острове Пресвятой Девы Марии, около Консепсьона (Чили). И, кстати, один из этих бочонков попал во Францию, префекту Монса. То есть появление картофеля во Франции известно точно - это 1588 год.

Источник знаний о картошке в Европе

Это не значит, что им питались - где-то я читал, что в наши дни картофель рос как декоративное растение, в садах.

Подпись автора

Никто.
И звать меня никак.

+1

5

О бретонских блюдах из гречневой крупы

Традиционные бретонские galettes sarrasin или просто galettes — тонкие блинчики из гречневой муки (Ble Noir), готовят с разными несладкими начинками. Традиционным считается Galette Complete - гречневый блин с сыром, ветчиной и яйцом. Популярен вариант с andouille (андуй) - с начинкой из свиных потрохов. Есть вариант Galette saucisse, когда в гречневый блинчик заворачивают свиную колбаску.

Сладкий вариант – с традиционной местной карамелью. Но тут предпочтительнее блинчики из белой муки.

Бретонцы делали из «черной пшеницы» - гречки - кушанье под названием «гру».По сути своей это не совсем обычная каша, приготовляемая в два приема.  Дробленая крупа соединялась с водой, молоком, соленым, опять же традиционно бретонским, сливочным маслом. Смесь нагревалась, превращаясь в густое тесто. В него вбивали куриное яйцо. Затем смесь охлаждалась и раскатывалась как обычное тесто. Его нарезали на кусочки и поджаривали на сливочном масле. Подавали блюдо и горячим, и холодным.

Отредактировано Ветер (2019-02-11 18:58:10)

+1

6

Ветер, это интересно. Но я очень хорошо помню, что моя бабушка и мама рассказывали, что они, привычные к гречке, не могли ее найти в Париже 20-30-х годов. Когда они спрашивали ее в лавках, парижане презрительно отвечали, что этим кормят свиней.
Кухня севера Франции имела свои особенности.))) Проще надо быть, господа, проще.))) :glasses:

+2

7

Кухня Бретани - это местные зерновые, молоко, овощи и морепродукты.
В какой-то момент каши стали считаться пищей грубой, лишенной вкуса. Новая мода на кухонные изыски вышла из домов знати и постепенно стала завоевывать Францию, хотя в Бретани до сих пор живы многие традиции, кулинарные в том числе. Потому совсем неудивительно, что в начале ХХ века найти в Париже гречку было трудно. Да и сейчас, полагаю... :flirt:

Отредактировано Ветер (2019-02-11 18:57:37)

+1

8

В "русских" магазинах наши дюманы находят.)))

0

9

А еще в Бретани из гречневой муки делают кашу (bouillie) - не из крупы, как у нас, а больше на манку похожую. Вот то, что Ветер описывает - первый этап - это оно и есть, хотя можно, конечно, добавить всяких вкусностей. Ее можно так есть, как кашу, а если осталась, то на следующий день можно нарезать на кусочки и есть холодной, а можно разогреть на масле.

Вот так это выглядит как каша:
http://img.over-blog.com/500x341/1/12/23/08/Cuisine-7/Grous-bouillie-ble-noir-Mamigoz--7-2-.jpg

А вот так, как такие гренки (groux):
http://www.recettes-bretonnes.fr/wp-content/Photos/groux-sarrasin.jpg

+3

10

В Европе рецепт бланманже ("белого кушанья") появляется в конце XII - начале XIII вв. Самое раннее упоминание встречается в датской поваренной книге Хенрика Харпестранга (ум. 1244 г.).

Еще в XVI в. бланманже представляло собой порубленное мясо птицы, тушеное в молоке (в пост - рыбу в миндальном молоке) с добавлением сливок, сахара, рисовой муки, розовой воды и разных пряностей. Рисовая мука служила загустителем (в современных рецептах этот ингредиент нередко заменяют желатином). Иногда в "белое кушанье" добавляли зелень или шафран, чтобы придать ему разные цвета.

Происхождение блюда точно неизвестно. По одной версии, этот рецепт существовал в Европе с древности, незначительно изменяясь со временем. По другой - его принесли с собой мавры, которые завезли в Испанию и на Сицилию рис и миндаль.

В "наше" время рис тоже продается, хотя он не так популярен, как другие злаковые. В Испании его несколько раз запрещали. Новый запрет появился после изгнания морисков в 1609-1614 гг. Считалось, что заболоченные поля способствуют распространению лихорадки, а зерно, растущее в грязи, - вредная пища. Однако полностью культура не исчезла. Рисовые поля сохранились в Мурсии, на берегах Сегуры. Во Франции поля были на Роне (правда, я не знаю, к какому времени относятся эти сведения). Выращивание риса - очень трудоемкий процесс, поэтому он был дорог и доступен только состоятельным людям.

Рис не подавали как гарнир к мясу или к рыбе. На кухне, в богатых домах, его можно было встретить в виде муки или дробленки, которую добавляли в различные блюда. Существует также старинный арагонский рецепт сладкой рисовой каши на молоке, которую готовили на десерт.

Упоминания о манхар бланко - том самом "белом кушанье" при испанском королевском дворе появляются с XVI в. Во Франции его подавали уже в XIV в. О нем пишет королевский повар Гийом Тирель, автор одного из первых кулинарных трактатов. Бланманже известно и англичанам - Чосер упоминает это блюдо в "Кентерберийских рассказах" (конец XIV в.).

379: A cook they hadde with hem for the nones...
387: For blankmanger, that made he with the beste

У них был с собой повар, на всякий случай...
Что до бланманже, он превосходно его готовил..

В XVII в. из бланманже исчезает мясной и рыбный компонент, и "белое кушанье" становится десертом, напоминающим молочный пудинг или желе.

Похожий рецепт сохранился до сих пор. Рисовую муку взбивают в одной части молока, в другую - добавляют сахар и пряности, ставят на огонь и варят две-три минуты. Добавляют оставшееся молоко с мукой и заваривают все на медленном огне до загустения, постоянно помешивая, чтобы не было комков. Затем добавляют взбитые сливки. Смесь разливают по формочкам, остужают до комнатной температуры и выносят на холод. В бланманже можно добавлять обжаренные орехи, ягоды и кусочки фруктов, как на этапе приготовления, так и перед подачей на стол - уже как украшение.

http://sg.uploads.ru/I81H3.jpg

Источники

https://www.eyeonspain.com/blogs/iwonderwhy/15884/a-brief-history-of-rice-in-spain.aspx
https://fr.m.wikipedia.org/wiki/Blanc-manger
http://www.russianplanet.ru/filolog/evr … r/cook.htm
https://onwomen.ru/blanmanzhe.html

Отредактировано Rotondis (2019-05-09 20:11:34)

+1

11

Не пей вина, Гертруда… (с)

О «палёном» алкоголе в Европе «нашего» времени

Предупреждение: в тексте присутствует описание очень неприятных симптомов болезни.

Воду в "нашу эпоху" пить не любят, но иногда легче было отравиться вином, чем водой из Сены.

В 1572 г. в провинции Пуату разразилась странная эпидемия. Заболевшие бледнели, мёрзли, теряли аппетит и сон, или, наоборот, впадали в летаргию, испытывали беспокойство, приступы гнева или меланхолии. Потом присоединялись головные боли, боли в груди, изжога, жажда, постоянная тошнота, рвота желчью, задержка мочи, неукротимая диарея, повторяющиеся рези в желудке, кишечные колики, нестерпимые боли в пояснице, в боках, в паху, в руках и ногах, которые буквально разрывали пациента на части. Сознание становилось спутанным. Затем могла открыться горячка, которая знаменовала собой наступление кризиса и вскоре проходила. Далее болезнь развивалась по трем сценариям:

1. переходила в хроническую форму, и время от времени напоминала о себе горячками, кишечными коликами, или приступами ревматизма и болями, напоминающими подагру, или различными неврологическими (преходящая слепота, глухота, нарушения речи, судороги) и психическими симптомами. Это был самый благоприятный исход;

2. боли прекращались, жар спадал, и пациент уже считал себя на пути к выздоровлению, когда его разбивал вялый паралич, не поддающийся лечению. Чувствительность сохранялась: больной испытывал весьма причудливые ощущения – будто его колют иголками, однако руки и ноги ему больше не повиновались;

3. боли прекращались, наступала кратковременная слепота, затем следовала серия эпилептических приступов. Такие пациенты чаще всего впадали в состояние, напоминающее кому, и умирали.

Раз объявившись в Пуату, загадочная хворь возвращалась ежегодно (чаще всего осенью) в течение 60-70 лет, и большинство жителей провинции страдали ей на протяжении поколений. Острая форма могла тянуться до года. Но еще чаще болезнь протекала не остро, а  хронически. Тогда симптомы возникали независимо друг от друга в разное время и принимались за проявление других недугов: задержку мочи медики объясняли камнями в мочевом пузыре, судороги – эпилепсией, головную боль, внезапную слепоту и рвоту – мигренью, видения и бред – приступами безумия, боли в пояснице и ногах – ревматизмом и подагрой, и так далее. Также у женщин нередко случались выкидыши, мертворождения или рождались слабоумные дети. Мужчины становились бесплодными.

Франсуа Ситуа, описавший эту болезнь в 1616 г., дал ей название «пуатевенские колики». Однако неверно было бы считать, что эта болезнь была характерна только для жителей Пуату. Подобные эпидемии периодически вспыхивали в конце XV – начале XVIII вв. по всей Европе: в других провинциях Франции, в Южной Германии, в Италии, в Швейцарии, в Моравии, в Голландии, в Англии. Еще одно название "колик Пуату" - "мадридская колика" (правда, фиксируется оно, кажется, только в XVIII в.). Испанцы и португальцы завезли эту болезнь в Индии, где от нее серьезно пострадало коренное население. Случались эпидемии и на кораблях.

Лечили «пуатевенские колики» обычными методами XVII в.: обильным кровопусканием, опиатами и ртутью.

Медики видели причину недуга в местном алкоголе (вине, сидре, позднее – в роме) и были не так уж неправы. В конце XV – XVII вв. на территории Европы установилась холодная и дождливая погода, солнечных дней было мало, и виноград не успевал вызревать. Вино из такого недозревшего винограда и сидр из кислых яблок, по мнению «наших современников», превращались в отраву и вызывали болезнь.

Настоящая причина «пуатевенских колик» была обнаружена только в 1696 г. немецким врачом Гоккелем. Алкоголь, и в самом деле, был отравлен. Однако виной тому было не кислое сырье, из которого его производили, а подсластитель, который добавляли в готовый напиток, чтобы улучшить его вкус. Свинцовый сахар.

Свинцовый сахар – ацетат свинца, представляет собой бесцветные, прозрачные кристаллы, очень сладкие на вкус и смертельно опасные. Обладает нейротоксичным действием на организм. Хорошо растворяется в воде.

Рецепт, как спасти прокисшее вино, был известен со времен Римской империи и мало изменился. В сосуд с виноградным соком или уксусом насыпали свинцовый глёт (порошок оксида свинца) и уваривали эту смесь, пока она не превращалась в густой сладкий сироп, называвшийся «сапа» или sabe. Потом добавляли некоторое количество вина и снова уваривали. Сапа была высокотоксичной и содержала 1600 мг свинца на литр. Получившийся сироп фильтровали и добавляли в готовое вино из рассчета 10-20 капель на 3-4 унции вина. Сапа осветляла мутные вина и превращала откровенную кислятину в лучший кларет, как писал Гоккель. Главное было не переборщить с количеством сиропа, иначе приторный вкус мог отпугнуть покупателей. Сапа также была отличным консервантом, и вино не прокисало при транспортировке. Еще ее использовали в кулинарии: при приготовлении соусов и мясных блюд.

Иногда свинцовый глёт добавляли прямо в чан с вином. Об опасности свинца «наши современники» почему-то не задумывались. В XV в. появлялись папские буллы, запрещавшие добавлять в вино различные примеси, в том числе свинец. Однако медики «нашей эпохи» одобряли его использование в виноделии.

Концентрация свинца в готовом продукте была разной. В испанских крепленых винах его содержание было 0,3-2 мг/л. Слечь с острым отравлением от бокала или даже бутылки такого вина было нельзя. Но при регулярном употреблении в течение жизни человек рисковал заработать различные хронические болезни или сойти с ума.

Для острого отравления достаточно было концентрации 7,5-8 мг/л, при условии, что человек выпивал не меньше литра вина в день. Симптомы болезни развивались за две недели. При умеренном употреблении такого вина первые симптомы болезни появлялись через год-два. Известно содержание свинца в винах, которые пили во время эпидемий XVII в., – оно достигало 20-70 мг/л. Это очень высокая доза, и симптомы могли развиться стремительно – за один-пять дней.

Проблема еще была в том, что свинцовый глёт нередко добавляли в вино «на глаз», без всяких расчетов.

В Париже «нашего времени» процветает целый бизнес: прокисшее вино, которое продают для производства уксуса, скупается умельцами, которые добавляют в него сапу и снова продают уже как сладкое вино. Я думаю, кувшин свинцового вина вполне могут подсунуть незадачливому покупателю в каком-нибудь кабаке похуже. Бывали случаи отравления и в приличных домах.

Свинец полностью не выводится из организма и продолжает отравлять человека, даже когда симптомы острой болезни отступили. Поэтому, дамы и господа, берегитесь вина из винограда, выращенного в тот год, когда лето было холодным и дождливым. Мы не знаем об опасности свинца, но знаем, что кислый виноград – ядовит. Берегитесь слишком сладкого местного вина – это явно кислятина, которую подсластили. Берегитесь испанских крепленых вин, особенно в колониях. Господа англичане, осторожнее с сидром: на Туманном Альбионе чаще травятся сидром, а не вином. Господа пираты и моряки – вам хуже всех, вы пьете то, что погрузили на корабль, а в долгие рейды обычно брали свинцовые вина – чтобы не портились.

В "Мемуарах M.L.C.D.R." есть интересная деталь: когда Рошфор от досады слёг с сильнейшими коликами и диареей и бессонницей, первый вопрос, который задал ему лекарь: "Не злоупотребляли ли вы вином?" Затем врач добавил, что "если Рошфор пьянствовал, то дела его плохи, а если нет, то надежда еще остается". Все симптомы у героя Куртиля развились за семь-восемь дней. Рошфор называл свою болезнь дизентерией, а лекарь, похоже, сразу заподозрил отравление вином.

Позднее у Рошфора была еще горячка от неумеренности за столом в гостях у графа де Ла Шапелля. Болезнь тоже развилась постепенно, тянулась очень долго, не поддавалась лечению и считалась смертельно опасной. От нее, согласно Куртилю, скончался маркиз де Отфор, конюший Анны Австрийской. Рошфор выжил (он вообще живучий), однако позднее у него начались боли, напоминающие подагру, но быстро проходившие, и ревматические боли.

Человеку, отравившемуся свинцом, противопоказано нервное напряжение, так как оно может спровоцировать рецидив болезни.

Единственным средством снизить уровень свинцовой интоксикации в организме, доступным в "нашу" эпоху были кисломолочные продукты и продукты, богатые пектином.

По материалам исследования Josef Eisinger Lead and wine: Eberhard Gockel and the Colica Pictonum. Medical history. August 1982, 29 p. и некоторым другим источникам.

Отредактировано Rotondis (2019-09-25 14:22:43)

+3

12

Безалкогольные напитки Раннего Нового времени

Чем мог утолить жажду "наш" современник, который по каким-то причинам избегал крепких (и не очень крепких) напитков? Проще всего в этом отношении было испанцам, а сложнее всего - англичанам.

Испания: не вином единым...

Безалкогольные напитки в Испании известны достаточно давно - они упоминаются минимум со второй половины XVI в., когда начинают выходить книги о прохладительных напитках, как, например, труд доктора Francisco Micon "Утоление жажды" (1576 г.) или сочинение другого медика - Alonso Diez Daza "О пользе и вреде питья одной воды", изданное в том же году. Конечно, надо упомянуть шоколад, однако его подавали горячим, и отнести его к прохладительным напиткам сложно.
Что пили летом:
- лимонад - смесь лимонного сока с водой и медом или сахаром;
- орчата - миндальное, рисовое, ячменное или кунжутное молоко или молоко из чуфы (земляного миндаля): очищенные орехи замачивали в воде на 2-3 часа, потом перемалывали и снова заливали водой, подслащивали, добавляли корицу и лимонную цедру;
- коричная вода;
- вишневая вода.

К слову, любым из этих напитков вас случайно (или не совсем случайно) могли облить в театре: дворяне пили их во время представлений. Право слово, только попкорна не хватает!   

Франция: вам без какого сиропа?

Лето во Франции "нашего" времени было нежарким, прохладительных напитков там было меньше, и они не пользовались таким же успехом, как в соседней Испании. Но существовали.
Итак:
- смородиновая вода: смесь (минеральной) воды, смородинового сока и подсластителя. Этот напиток был известен уже в эпоху Франциска I и Генриха II и отдаленно напоминал газировку с сиропом. Пишут, что со временем появились новые сиропы. Во второй половине "нашего" столетия уже точно известна абрикосовая и малиновая вода. Возможно, они были и раньше: рецепт нехитрый - смешать воду с фруктовым соком, медом или сахаром.

- лимонад - известен уже в конце XVI в. А с начала XVII в. упоминается в медицинских книгах как средство, облегчающее страдания пациента при ангине. Этот напиток, судя по всему, был недешевым, особенно если его готовили с сахаром, и был недоступен большинству французов. Однако уже в 1630 г. лимонад начинает завоевывать любовь парижан (сахар дешевеет благодаря появлению у Франции колоний). Довольно скоро этот напиток можно будет найти у парижских кондитеров. Пока, в 1629 г., лимонад в столице еще редкость, но его вполне можно приготовить дома, на меду, если, конечно, есть деньги на лимоны. Настоящий лимонадный бум начнется с эпохи Фронды и далее. В 1676 г. торговцы лимонадом даже создадут отдельную корпорацию.

- оранжад - напиток из апельсинового сока, мякоти и цедры с водой и подсластителем (апельсины мяли и нагревали на углях, чтобы выжать как можно больше сока). Известен с конца XVI в. Еще большая редкость, чем лимонад. Большой популярности так и не обретет. Теоретически, можно попробовать оранжад в Провансе - там растут апельсины. А вот варенье из апельсиновой цедры - более известный десерт. О нем писал еще Нострадамус.

Что не пьют:
- весь XVII в. будут идти опыты по изготовлению газированной воды, но пока они, похоже, не успешны. Искусственной газировки, которую можно было бы пить, в Европе, кажется, еще нет.
- миндальное молоко использовалось при приготовлении различных блюд, но в качестве напитка не было популярно. Оршад, вариант испанского напитка орчата, это изобретение эпохи Людовика XIV.

Резюме: из безалкогольных напитков во Франции известна и более-менее доступна вода (минеральная и простая) с добавлением смородинового, лимонного (и, вероятно, некоторых других фруктовых и ягодных соков) и меда (подороже - с сахаром).

Англия: губит людей не пиво, губит людей вода!

Из того, что мне удалось найти, безалкогольных напитков в Англии "нашего" времени нет. Англичанам придется ждать до середины XVII в., когда из Франции завезут лимонад. А пока к услугам жаждущих только легкое пиво, эль и сидр, ставший очень популярным в "наше" столетие.

Источники

https://books.google.ru/books?id=wrwFAwAAQBAJ&pg=PA178&dq=lemonade+in+early+modern+spain&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwidm4C1isPlAhXumIsKHUhRAVEQ6AEIMjAB#v=onepage&q=lemonade%20in%20early%20modern%20spain&f=false
https://www.thornber.net/medicine/html/medgloss.html
https://books.google.ru/books?id=mEQ8DQYchtcC&pg=PA71&dq=orangeade drink in 17th century&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwiHiI3o58LlAhWMtIsKHVyRDBs4ChDoATACegQIARAR#v=onepage&q=orangeade drink in 17th century&f=false
https://books.google.ru/books?id=SLyqCwAAQBAJ&pg=PA42&lpg=PA42&dq=lemonade in early modern spain&source=bl&ots=A6Vh9Rprz6&sig=ACfU3U2UvxSOE9qkvgIVz9X0hb0MlqMBOw&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwi1tIL83sDlAhWylIsKHWGrBuQQ6AEwEHoECAgQAQ#v=onepage&q=lemonade in early modern spain&f=false
https://books.google.ru/books?id=CZ1ODwAAQBAJ&pg=PA161&dq=lemonade history drink&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiB98257sLlAhXj0aYKHQR3A9sQ6AEIPzAD#v=onepage&q=lemonade history drink&f=false
https://books.google.ru/books?id=oJdPAQAAIAAJ&pg=PA172&lpg=PA172&dq=Pareira states that lemonade as a beverage in putrid disease was first introduced by the French physicians in the beginning of the&source=bl&ots=91eoXjmN2d&sig=ACfU3U3NH3qJJFdrpsQebWW7-BpCuTbItA&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwi2jI6C7cDlAhVHxKYKHfSYBy0Q6AEwAHoECAQQAQ#v=onepage&q=Pareira states that lemonade as a beverage in putrid disease was first introduced by the French physicians in the beginning of the&f=false
https://books.openedition.org/pcjb/2243

И некоторые другие.

Отредактировано Луис де Толедо (2019-10-30 11:38:46)

+2

13

Продолжая тему утоления жажды: где парижане брали питьевую воду?

Половина питевой воды, потребляемой городом, поступала из Сены и была плохого качества. Привычки кипятить воду у "наших" современников, как я понимаю, нет. Такие рецепты были. Но расходовать дрова, тратить лишние деньги? Мало у кого есть такая возможность. Чтобы сделать воду пригодной для питья, ее процеживали и смешивали с вином в разных пропорциях. Или настаивали ее на лекарственных травах.

С 1608 г. вода из Сены подавалась в город с помощью помпы, сконструированной под Новым мостом и названной "Самаритянка". "Самаритянка" снабжала водой Лувр и Тюильри.

Но река была не единственным источником воды в городе. В Париже были публичные колодцы: Хороший колодец, вырытый еще в XIII в., - в приходе Сент-Этье́н-дю-Мон (rue du Bon-Puits, с 1540 г. также rue de Fortune, но старое название парижане помнили), Говорящий колодец в приходе Сен-Жермен-л'Оксеруа, колодцы на современной rue Aubriot (в "наше" время rue du Puits - Колодезная улица), Железный колодец, известный с 1539 г. и другие. Вода в этих колодцах была не самой чистой с современной точки зрения (подземные воды в Париже залегают неглубоко), но все же лучше, чем в Сене.

Еще одним источником питьевой воды были фонтаны. Согласно информации на английском языке, фонтаны были публичными, и набирать воду из них мог любой парижанин. Вода в них поступала из пригородных родников - по акведукам. Акведуков было три - два средневековых, которые уже плохо справлялись с нагрузкой, и третий - новый, построенный в 1613-1623 гг. Вода подавалась по свинцовым трубам и не была полезной для здоровья. Правда, "мы" об этом не подозреваем. А, вообще, как гласит молва, простую воду во Франции пьют только куры да бедняки.

Еще один источник

Отредактировано Rotondis (2019-10-31 10:45:57)

+2

14

Rotondis написал(а):

Акведуков было три - два средневековых, которые уже плохо справлялись с нагрузкой, и третий - новый, построенный в 1613-1623 гг.

Этот третий акведук называется сейчас акведуком Медичи, а тогда именовался аркейльским акведуком (l’aqueduc d'Arcueil). Его построили по приказу Марии Медичи, в частности, чтобы снабжать водой фонтаны Люксембургского дворца, но планировался он еще при Генрихе IV. Строго говоря, это водопровод (он по большей части подземный), но включает и мосты.

Здесь всякие подробности постройки (по-французски).

Подпись автора

Qui a la force a souvent la raison.

+1

15

Ответ на вопрос г-на де Вентьевра оказался положительным: крыжовник есть.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c9/Still-Life_with_Cherries_Strawberries_and_Gooseberries_1630_Moillon.jpg/320px-Still-Life_with_Cherries_Strawberries_and_Gooseberries_1630_Moillon.jpg
Абрахам Хиббенс, 1630 год

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/21/Stilleven_met_vruchten_en_groenten_met_op_de_achtergrond_Christus_en_de_Emma%C3%BCsgangers_Rijksmuseum_Amsterdam_SK-A-2058.jpg/320px-Stilleven_met_vruchten_en_groenten_met_op_de_achtergrond_Christus_en_de_Emma%C3%BCsgangers_Rijksmuseum_Amsterdam_SK-A-2058.jpg

Флорис ван де Схоотен, 1630 год, спасибо Рыбе с Дюмании за наводку. На заднем плане, между прочим, Христос в Эммаусе.

Во Франции нашего времени натюрмортов не рисуют, но крыжовник, безусловно, существует и называется "макрельная смородина" (groseille à macquereau; groseille "смородина" это красная смородина, а черная, которая сейчас называется cassis, тогда называлась еще groseille noire "черная смородина"). Крыжовник, судя по тому, что пишут все французские источники, которые мне удалось найти, использовался для приготовления кислого соуса для макрели, отсюда название. В современной Франции в общей культуре его нет, но я находил упоминания о нем как о странном лакомстве из детства "у бабушки на даче" (кстати, так же и в современной Голландии).

В этой статье описывается история фруктов в Европе и, в частности, есть списки фруктов, росших в монастырских садах в Средневековье. Из того, что нам не придет в голову навскидку: фиги, айва, мушмула, ирга (в Провансе) и барбарис.

Подпись автора

Qui a la force a souvent la raison.

+1

16

Нашлось забавное: оказывается в Астурии в начале XVII века уже есть кукуруза, и возможно, даже в крупных масштабах. Распространено утверждение, что ее якобы привез в 1603 году губернатор Флориды адмирал Гонсало Мендес де Сансо, но существуют также документы 1598 года из области Карреньо, в которых упоминаются маис.

Источники

http://www.ignaciogracianoriega.net/pha/19981229.htm
http://www.foodsfromasturias.com/journa … n+Asturias

Отредактировано Алехандро де Кабрера (2020-11-30 22:36:46)

0

17

Отыскал целую книгу про свеклу, а в ней много всего интересного. Оказывается, хотя свеклу выращивали в Древней Греции, ели не ее корни (белые или черные), а ботву (которые по вкусу, говорят, напоминает шпинат). Корни свеклы начали использовать в Древнем Риме, но сперва только как медицинское средство. К двенадцатому веку уже известно об употреблении в пищу корней свеклы, но их описывают как белые и сравнивают с пастернаком.

Первое упоминание красной свеклы в Италии относится к 1530 году, а в 1558 и даже в 1576 годах в Германии и в Нидерландах красную свеклу описывают как новшество и редкость.

Во Франции в 1629 году ботаник Оливье де Серре (Olivier de Serres) в своей книге Théâtre d’Agriculture описывает как новый вид пастернака свеклу из Италии (но по-французски репа это rave, а свекла - betterave, Серре пишет это слово через дефис, bette-rave), полностью съедобный и с толстым красным корнем. То есть в наше время, похоже, свекла зачастую еще не красная, но существуют и красные (и даже фиолетовые) сорта, а в Англии упоминаются и зеленые, и сок красной свеклы используется как краситель.

Книга короткая, интересная и увлекательная, даже с парочкой средневековых рецептов, но по-английски.

P.S. В России ботву тоже ели (даже есть такое блюдо - ботвинья). Я сперва думал, что слово это, если отбросить суффикс -ва, родственное с английским beet и французским bette(-rave), которые оба происходят от латинского beta, но вот Фасмер не согласен. А в испанском и в португальском используют арабское заимствование, acelga.

Подпись автора

Qui a la force a souvent la raison.

+1

18

Еще про безалкогольные напитки Раннего Нового времени (в дополнение к написанному сеньором де Толедо выше)

Но хотя как эль, пиво и мед были самыми популярными напитками в Средние века, некоторые опции для тех, кто предпочитал безалкогольные напитки, все-таки существовали. Например, ячменная настойка – ячмень бросали в горячую воду и добавляли по вкусу мед. В поваренной книге XIV в. упоминается «шалфейная вода» - судя по всему, достаточно популярная. Шалфей следовало залить водой и оставить на ночь: «Чтобы приготовить кувшин воды, пахнущей шалфеем, возьмите 2 унции шалфея, обрежьте стебли и положите листья в кувшин». В результате получался приятный напиток, которым можно было освежить рот в промежутке между блюдами. По сходному рецепту готовилась и кориандровая вода. Состоятельные люди, имевшие возможность покупать заграничные фрукты, пили т.н. granatus – напиток, пришедший из Андалузии и представляющий, по сути, густой и сладкий гранатовый сироп, который при необходимости разбавляли горячей или холодной водой с сахаром либо смешивали с другими напитками. Его сдабривали специями, в том числе гвоздикой и мускатом, добавляли розовую воду, мяту, щавель или бурачник. Готовили в богатых домах и «лимонную воду» (т.е., лимонад). Ее подслащивали медом и чаще всего подавали перед едой, для аппетита. Секаньябин – еще один напиток родом из Андалузии – представлял собой всего-навсего сочетание уксуса, воды и сахара, иногда с добавлением мяты, но, судя по частоте упоминаний, был очень популярен. Кларея представляла собой воду, которую кипятили с медом (1 часть меда на 12 частей воды) и специями (любыми доступными) и подавали охлажденной; в XIII веке этот напиток зачастую сопровождал монастырскую трапезу. Розовая и лавандовая вода пользовались популярностью у благородных дам. Как правило, готовились эти напитки просто: лепестки упомянутых цветов заливали сладкой водой. Ароматизированная вода вдобавок считалась лекарственным средством, стимулирующим пищеварение после обильного застолья («розовая вода снимает жар, укрепляет желудок и печень, очищает, увлажняет и облегчает тело, вызывает аппетит, исцеляет от водянки на ранней стадии – то есть, Божьим соизволением, она поистине чудесна»). «Византийское вино», известное со времен эллинизма, представляло собой воду, смешанную с красным уксусом, медом или фруктовым соком.

Отсюда (там же про напитки на основе вина и пива, но похоже, это траслитерации с английского, они будут странно смотреться у нас).

Подпись автора

Qui a la force a souvent la raison.

+1

19

Англоязычная хронология появления различных продуктов питания, с рецептами. Употреблять приходится с осторожностью, т.к. там не всегда понятно, когда продукт дошел до Европы, если он появился где-то еще. Но все равно полезно заглядывать.

Круассанов, к примеру, у нас еще нет, а пряники давно есть.

https://foodtimeline.org/index.html

+1

20

Популярные напитки времен Робин Гуда, которые можно попробовать и сегодня
В статье идет подборка напитков, которые упоминались в Англии и гораздо более поздние времена, чем у нас.
Но, много из того что есть - актуально и по сей день.
Думаю, что это может пригодиться в игре.

Еда средневековья: чем питались бедняки во времена короля Ричарда Львиное Сердце
В статье небольшая подборка продуктов, которые были на столе у крестьян и простых горожан.
Традиции простонародья меняются долго, много из того что в статье, актуально и на наше игровое время.

Фастфуд средневековой Англии. Что можно было купить на 2 пенса и почем жареный дятел
Далеко не все имели приготовить себе еду даже в 19 (!) веке по простой причине - отсутствие в доме кухни (очага). Это касалось в основном городов. Поэтому или покупали готовую еду, или... готовили в общих котлах в трактире.

Отредактировано Жанна де Ла Форс (2021-02-24 13:40:10)

+1


Вы здесь » Французский роман плаща и шпаги » От переводчика » Гастрономия, питание и кулинария