Французский роман плаща и шпаги зарисовки на полях Дюма

Французский роман плаща и шпаги

Объявление

В середине января Французскому роману плаща и шпаги исполнилось 17 лет. Почитать воспоминания, связанные с нашим пятнадцатилетием, можно тут.

Продолжается четвертый сезон игры. Список желанных персонажей по-прежнему актуален, а о неканонах лучше спросить в гостевой.

Текущие игровые эпизоды:
Посланец или: Туда и обратно. Январь 1629 г., окрестности Женольяка: Пробирающийся в поместье Бондюранов отряд католиков попадает в плен.
Как брак с браком. Конец марта 1629 года: Мадлен Буше добирается до дома своего жениха, но так ли он рад ее видеть?
Обменяли хулигана. Осень 1622 года: Алехандро де Кабрера и Диего де Альба устраивают побег Адриану де Оньяте.

Текущие игровые эпизоды:
Приключения находятся сами. 17 сентября 1629 года: Эмили, не выходя из дома, помогает герцогине де Ларошфуко найти украденного сына.
Прошедшее и не произошедшее. Октябрь 1624 года, дорога на Ножан: Доминик Шере решает использовать своего друга, чтобы получить вести о своей семье.
Минуты тайного свиданья. Февраль 1619 года: Оказавшись в ловушке вместе с фаворитом папского легата, епископ Люсонский и Луи де Лавалетт ищут пути выбраться из нее и взобраться повыше.

Текущие игровые эпизоды:
Не ходите, дети, в Африку гулять. Июль 1616 года: Андре Мартен и Доминик Шере оказываются в плену.
Autre n'auray. Отхождение от плана не приветствуется. Май 1436 года: Потерпев унизительное поражение, г- н де Мильво придумывает новый план, осуществлять который предстоит его дочери.
У нас нет права на любовь. 10 марта 1629 года: Королева Анна утешает Месье после провала его плана.
Говорить легко удивительно тяжело. Конец октября 1629: Улаф и Кристина рассказывают г-же Оксеншерна о похищении ее дочери.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Французский роман плаща и шпаги » От переводчика » Лошади, всадники, кареты… обозы?


Лошади, всадники, кареты… обозы?

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

Так выглядела карета в "наше" время:

http://s05.radikal.ru/i178/1006/27/d8e7668ee791.jpg

0

2

Про кареты:

К концу этого [16-го] столетия кареты стали уже вещью обыкновенной: упоминается о наемных каретах как в Италии, Германии и Англии, так и во Франции, даже для дальних путешествий. Экипажи эти стали делать более легкими и изящными: их снабжали не только крышкой, но и боковыми портьерами.

В 1599 г. маршал Бассомпьер привез в Париж из Италии первую карету со стеклами. Ездить в этих безрессорных каретах, не снабженных поворотным передним ходом, по немощеным и неосвещаемым улицам было не очень удобно. В XVII в. употребление карет значительно распространилось.

Генрих IV был убит, когда ехал в карете; это повело к тому, что занавески карет стали заменять сплошными стенками, заднюю часть делали железной, непроницаемой для тогдашних пуль. Ришелье ездил в такой блиндированной карете.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4a/Brockhaus-Efron_Carriages_1.jpg

Отсюда

Подпись автора

Qui a la force a souvent la raison.

+1

3

Про тельт пусть напишет кто-нибудь еще, а я с видео про выездку школы Плювинеля:

Отредактировано Роже де Вентьевр (2019-05-10 01:34:55)

+1

4

Если верить Мишелю Кармоне, Генрих IV поддерживал развитие общественного транспорта: грузопассажирских барж (coches d'eau) и дилижансов (coches de terre). Грузопассажирские баржи это примерно то, что описано в романе "Без семьи" (хотя там речь идет о частной барже): их тащили идущие по берегу реки или канала лошади, которых можно было нанять у почтовой службы. По его словам, Ришелье и Людовик XIII, путешествуя по воде, использовали именно такие баржи.

Обычно эти услуги предоставлялись частными лицами. Некая дама де Фонтен (дворянка, между прочим, судя по слову "дама"), открывшая службу подобного рода с тремя каретами (или дилижансами или рыдванами) в 1609-м году, в 1623-м году уже обладала крупным делом: у нее было несколько десятков экипажей (каких - не уточняется). Там же, где этим не занимались частные лица, Генрих IV распоряжался создать такие же службы на общественные средства (далеко не везде, само собой разумеется, но между Парижем и Дижоном, Бордо, Лионом и Тулузой почтовая служба гарантирована (тарифы установлены в 1627 году), так что на этих маршрутах, скорее всего, существуют и дилижансы).

Почтовые службы регламентированы: в апреле 1594-го года королевский эдикт установил первые правила общественного транспорта: ограничения на тарифы, ответственность за точность перевозок, минимальное расстояние, покрытое в течение дня, предписания, касающиеся состояния экипажей, с целью обеспечить безопасность пассажиров, и наконец, создание инспекторской службы для контроля за выполнением этого эдикта.

Дилижансы проезжают около 30 км в день: чтобы попасть из Парижа в Провен (Provins, около 90 км по современным дорогам), требуется три дня, из Парижа в Дижон (чуть больше 300 км) - восемь дней, из Парижа в Руан (135 км)  - 4 дня (и это уже из книги Ильдесшемер)

Водные перевозки тоже весьма развиты (хотя уровня голландских они, конечно, не достигают). Так некий Леон Годфруа (надо думать, автор одного из выходящих довольно часто путеводителей), оставив Тулузу 27 июля 1638-го года, добрался до Ларошели 19 августа - все по воде. Отмечено, в частности, что от Тулузы до Ажена он плыл на таком грузопассажирском судне и пассажиров было около 30, а в Ажене пересел на почтовый корабль, который отправлялся в Бордо в полдень каждый четверг и в понедельник. Леон Годфруа был в полном восторге от своего путешествия, но, единственная проблема - спать приходится на борту и на берег можно спуститься только на время обеда. В Кадильяке он пересел на другой корабль, добрался до Жиронды и морем, пересаживаясь в Руайане (Royen), Марене (Marennes) и Бруаже (Brouage, очень интересное место, где Ришелье пытался создать то, что Кольбер создаст в Рошфоре при Людовике XIV), добрался до Ларошели.

Michel Carmona, "La France de Richelieu", стр. 24-26 (это не перевод, это пересказ близко к тексту)

Подпись автора

Qui a la force a souvent la raison.

+1

5

Вот интересная картинка, изображающая карету в дороге, с эскортом.
http://forumupload.ru/uploads/0016/eb/73/11/t653280.jpg

Датировано 1646-м годом.

Отредактировано Бутвиль (2020-05-18 10:49:30)

+1

6

http://museudoscoches.gov.pt/pt/wp-content/uploads/2018/12/1-coche-filipeII.jpg
Карета короля Филиппа III (1619 год!) из Лиссабонского каретного музея

Вот тут она же с полезными комментариями на португальском. Я португальский не знаю, но гуглопереводчик подсказывает, что кучера здесь не было, правили форейторы, и что стенок тоже не было, только тяжелые драпировки. Под подушками сидений, если я правильно понял перевод, была дырка для отходов (может, стоял какой-то аналог ночного горшка, а может, и нет - не написано).

А тут еще куча всякой информации, которую я не читал, но есть крупные планы этой же кареты и видео про то, как ее реставрировали.

А вот она же на старой открытке:
http://forumupload.ru/uploads/0016/eb/73/81/t232854.jpg

Имейте в виду, везде пишут про Филиппа II, но это потому что он был вторым в Португалии, в Испании он был третьим.

От АМС

Подробный перевод ниже в теме

Отредактировано Месье (2020-05-19 15:42:10)

+1

7

Все, наверное, знают или догадываются, что современные седла отличаются от тех, которые использовали в "наше время". В частности, как выясняется, стремена располагались гораздо ниже, так что ноги всадника оставались прямыми:
http://i53.photobucket.com/albums/g53/TonyBarton/more%20dollies/from-Duke-of-N-book-1650s.jpg

Иллюстрация 1650 года, но разница настолько невелика, что даже профессионалы-антиквары могут выставить на продажу вот такое седло "XVII-XVIII века":
https://res.cloudinary.com/bidlogix/image/upload/q_70,w_1280,h_1280,c_pad,g_center,b_white/v1570805984/bdx/2967-01_srvh4f.jpg
https://res.cloudinary.com/bidlogix/image/upload/q_70,w_1280,h_1280,c_pad,g_center,b_white/v1570805987/bdx/2967-02_r1srg5.jpg

Кроме того, луки, передняя и задняя, давали всаднику гораздо меньше свободы и поддерживали гораздо больше:
http://i53.photobucket.com/albums/g53/TonyBarton/more%20dollies/Dutch-war-saddle.jpg

Вот на этом портрете Карла I (внимание, по клику очень большое фото!) хорошо видно:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6c/Anthony_van_Dyck_-_Charles_I_%281600-49%29_with_M._de_St_Antoine_-_Google_Art_Project.jpg/436px-Anthony_van_Dyck_-_Charles_I_%281600-49%29_with_M._de_St_Antoine_-_Google_Art_Project.jpg

Это, впрочем, неверно для драгунских седел:
https://live.staticflickr.com/8333/8450574184_e43ccf9756_b.jpg
Если присмотреться, на последней фотографии видны железные петли. К ним крепились седельные кобуры (спереди) или седельные сумки или свернутый плащ или что-нибудь еще (сзади). Здесь можно полюбоваться на это седло и несколько других, а здесь автор рассказывает, как он создавал макет обычного седла нашего времени, с промежуточными этапами и уточнениями. Вот результат:
http://i53.photobucket.com/albums/g53/TonyBarton/more%20dollies/Saddle-complete.jpg

Спереди, более светлой кожи, похожее на футляр для дилдо - это седельная кобура, она же ольстер (на фотографии пистолет вставлен неправильно). К сожалению, их тоже сохранилось очень мало, но вот, посмотрите на имитации:
http://forumupload.ru/uploads/0016/eb/73/16/t89441.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0016/eb/73/16/t952295.jpg

И еще несколько картин и гравюр, где их видно:
https://jhna.org/wp-content/uploads/2017/06/Adams9.1_Fig-02.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/58/Anselm_van_Hulle_%28Attr.%29_-_Equestrian_portrait_of_Frederick_Henry%2C_Prince_of_Orange.PNG/479px-Anselm_van_Hulle_%28Attr.%29_-_Equestrian_portrait_of_Frederick_Henry%2C_Prince_of_Orange.PNG

Отредактировано Dominique (2020-06-14 17:46:54)

Подпись автора

Никто.
И звать меня никак.

+2

8

Позволю себе добавить:

https://media.shakespeare.org.uk/images/A_side-saddle_mid-sixteenth_century..width-770.jpg
Это дамское седло XVI века (отсюда). Если я правильно помню, серьезные нововведения и модификации в дизайне начались не раньше XVIII века, так что можно ориентироваться на этот вариант и ездить очень, очень осторожно.

http://www.lanerit.fr/wp-content/uploads/2011/12/DSC02394.jpg
А это, говорят, XIV века.

http://diego-velazquez.org/images/paintings/queen-isabel-of-bourbon-equestrian.jpg
Изабелла де Бурбон, кисти Веласкеса.

Подпись автора

Qui a la force a souvent la raison.

+2

9

От Рыбы с Дюмании, пара полезных ссылок:

БОЕВЫЕ КОНИ XVII-XVIII вв. (Западная Европа)
Много интересного о лошадях и их размерах; иногда автор ошибается с переводом или транслитерацией и вставляет кальки с английского, но очень интересно. Есть даже чучело лошади и много живописных изображений, подтверждающих ту форму седла, что обсуждается выше.

А книгу Джона Крузо, которую он обсуждает, можно даже купить, ее переиздали.

Всевозможные седла
До нашего времени, после нашего времени, вместо…

И трензель семнадцатого века (немецкий, но очень красивый):
http://forumupload.ru/uploads/0016/eb/73/7/t260273.jpg
Отсюда

Подпись автора

Qui a la force a souvent la raison.

+1

10

Шевалье де Лаварден, прошу извинить за длительную задержку перевода с португальского - никак не получалось раньше. Вот перевод - и он, на мой взгляд, полезен всем нам!
          [Слова, вставленные для уточнения смысла, взяты в квадратные скобки.]
          "Редкий экземпляр королевского экипажа, наиболее старый в коллекции музея. Это архаичная модель, соответствующая тому типу экипажей, которые были в ходу в конце XVI века. Принадлежал королю Филиппу II (Филиппу III Испанскому). Именно в этой карете он прибыл с визитом в Португалию в 1619 году.
        Пояснения на рисунке:
        1. Короб кареты открытый, крыша обтянута кожей с золоченой тесьмой [или просто с позолотой];
        2. Застекленные оконные рамы подвешены на ремнях. От холода и дождя во время поездки пассажиры защищались плотными занавесками. 
        3. Внутри карета обита рытым бархатом [то есть пушистым, с узором], алого цвета на желтом фоне.
       Дальше идет нечто удивительное:
        Под подушками сиденья находится устройство для естественных нужд [дословно: система для вывода], что полезно в  экипаже, предназначенном для длительных поездок. (!)
        4. Верх поддерживают 4 колонки.
        5. Над передними колесами установлен ларь для хранения различных вещей (утвари, инструментов). Оси колес соединены деревянной тягой, которая проходит под коробом кареты.
        6. Передние колеса заметно меньше [задних], они насажены на ось и позволяют поворачивать этот громоздкий [неманевренный] экипаж.
        7. В связи с отсутствием кучера управление экипажем осуществлялось форейторами, один из которых управлял парой лошадей, впряженных в карету, а другой - передней парой, причем сидели они каждый на одной из управляемых ими лошадей.

Отредактировано Бутвиль (2020-06-16 16:02:42)

+3

11

Жорж Толен, Путешествие из Парижа в Ажен в XVI веке (краткий пересказ)

Путешественник, о котором речь, был аженским буржуа по имени Ален де Вор (по-русски звучит забавно, но по-французски имя как имя: Alain de Vaurs), отправился в Париж для решения городских проблем и поэтому оставил подробный отчет о своих тратах.

Он уехал из Ажена 4 октября 1585 г. в обществе лакея. Выполняя дополнительное политическое поручение, он должен был, прежде чем выехать на парижскую дорогу, проехать до половины дорогу на Бордо, следуя за маршалом де Матиньоном (и подчиняясь его указаниям). Вот первая часть его маршрута на современной карте:
https://goo.gl/maps/4MXTfL9ucFtTjSkS9

От Пор-Сен-Мари до Тоннена де Вор добирался на корабле вниз по Гаронне и там был вынужден продать лошадь. В Марманде ему пришлось задержаться на шесть дней и для того, чтобы не остаться без почтовых лошадей, он должен был нанять упряжку за четыре дня до отъезда, и все эти четыре дня платить за уход за нанятыми им четырьмя лошадьми. Т.к. вплоть до Монлье почтовых станций не было, он путешествовал, нанимая проводников по дороге.

От Монлье до Парижа было 51 почтовая станция. Полный маршрут до Парижа в статье не указан, но его нетрудно проследить через Пуатье, Блуа, Орлеан и Этамп:
https://goo.gl/maps/UESTbTrDw9N6q8Wd7
В Париж он прибыл 19 октября, т.е. исключив 6 дней вынужденной задержки в Марманде, весь путь занял 9 дней (при том, что де Вор торопился).

В Париже он остановился сперва в гостинице Нотр-Дам (Logis Notre-Dame) за 30 су в день, а потом переехал в меблированные комнаты, где прожил до 2 февраля 1586 года. За два с половиной месяца в Париже они с лакеем потратили 50 экю и 30 су.

Обратно он поехал до Анжервиля на почтовых, а потом, догнав, как собирался, в пути своего соотечественника сьера де Гондрена, продолжил путешествие на носилках (haquenée): это прямоугольная или квадратная коробка, подвешенная между двумя лошадьми, которые идут цугом, одна за другой. Г-н Толен советует посмотреть на нее в словаре Виолле-ле-Дюка:
https://digi.ub.uni-heidelberg.de/digli … t1858/0197

До дома де Вор добрался за 13 дней.

Одна интересная мелочь: в Этамп он добрался к полуночи, и городские ворота были уже закрыты. Чтобы убедить охрану опустить подъемный мост и впустить его, де Вор вынужден был заплатить 5 су.

И, как замечает автор, между Сент-Антуаном и Бажамоном (практически в своих родных краях) де Вор был вынужден нанять проводника, иначе он не нашел бы дорогу.

Источник: Georges Tholin, Le voyage de Paris à Agen au XVIe siècle, Revue de l'Agenais, 1876, tome 3, p. 153-159.

Подпись автора

Qui a la force a souvent la raison.

0

12

Скорость и дальность передвижения

Данные на Средние века, но у нас не лучше.

Скорость передвижения, разумеется, зависела от времени года, погоды, местности, качества лошадей и выносливости самих путешественников.

Согласно Norbert Ohler, The Medieval Traveller:

Кто

миль в час

миль в день

Пеший путник

2-4

15-25

Скороход

6-7

30-40

Лошадь галопом

12-15

не может нестись так быстро так долго

Обычный путешественник со спутниками и багажом

20-30

Спешащий всадник

30-40

Конный курьер с подставами

30-50

На XIII век (но вряд ли тут была сколько-нибудь существенная разница), согласно Margaret Wade Labarge, Mistress, Maids and Men:
— зимой знатная дама с большой свитой проезжала в среднем 15 миль
— в июне, когда путешествовать легче, притом она торопилась, в том же составе она проезжала 30 миль в день (и это было быстро)
— небольшие группы (которым нужно было меньше времени на сборы) путешествовали быстрее. Купец мог проехать до 35-40 миль в день
— королевские и папские курьеры, которые иногда ехали даже ночью и могли затребовать подставы под дороге, могли проехать 55-60 миль в день

Источник (по-английски)

0

13

Еще одна карета XVII века… в Кремле:

https://www.mos.ru/upload/newsfeed/events/mk_kolymaga(10).jpg

Самый древний экипаж в собрании Оружейной пала­ты - карета английской работы конца XVI-начала XVII в. Она очень большая и тяжелая, примитивная по устройству. Рессор у нее нет, и кузов подвешен на рем­нях, отчего при езде в карете очень трясло. Места для кучера также нет. Лошадь обычно вели под уздцы или управляли, сидя на ней верхом. Карета еще не имеет поворотного круга, и для того, чтобы ей развернуться, нужно было много места. Иногда для этого задние ко­леса заносили на руках. Карета закрыта занавесками, внутри стоят кресла, обитые иранским бархатом.

В художественном отношении карета представляет большой интерес. Кузов ее украшен живописью и скульптурной резьбой по дереву, изображающей триумфальное шествие войска победителя, битву христиан с мусульманами и сцены охоты на медведя, кабана и тигра.

Эта карета была сделана в Англии в подарок царю Борису Годунову. Пользовались ею в течение всего XVII в.

Отсюда

И видео про нее:

В музее Виктории и Альберта есть видео покороче с транскриптом.

А это польская карета начала XVII века оттуда же (почему-то нормальных картинок не находится):

https://kreml-msk.ru/images/-------17----.jpg

Более усовершенствованным экипажем является карета польской  работы начала XVII в. Это старейший из образцов закрытого экипажа. В  окна его вставлена слюда. Предполагают, что карета попала в Москву как  трофей русско-польской войны в 1655 г. или еще раньше, при возвращении  патриарха Филарета из польского плена.     
Эту карету изобразил в своей картине «Утро стрелецкой казни» великий русский художник В. И. Суриков.

Подпись автора

Если и есть что-либо приятное в жизни — так это заниматься тем, что мы делать не обязаны.
Рональд А. Нокс

+1

14

Нашел очень полезную статью про историческую верховую езду:

Седла исторические, глубокие, с луками-спинками, типа испанского, португальского, частично вестерна, или казачьи с подушкой, которые и сегодня используются для дальних путешествий, автор, возможно, где-то видел. Но особенности посадки в них, как правило, не знает. Посадка в них глубже, стремена длиннее спортивных, поэтому в них более прямая нога, и легкой (она же строевая) рысью в них ехать нет необходимости. Это возможно, но не имеет смысла. Облегченная рысь - изобретение, по времени совпадающее с появлением английского спортивного седла, принадлежит к английской школе верховой езды, и вообще штука поздняя и очень непутешественная. Т.е. для дальнего пути бессмысленная.

В испано-португезе и казачке сидят глубоко и прямо, гася колебания спины лошади корпусом, мало опираясь на стремена. Да и в целом выездковая (учебная) рысь - основа верховой езды, правильной посадки и школы. Поэтому просто сидеть и не падать, ни за что не держась ни руками, ни ногами, вес своего тела и баланс себя и лошади ощущая пятками, - основа основ, а все умствования насчет приподниматься в такт рыси, привставать на укороченном стремени и наклониться вперед на галопе - это 19 век и спортивное или английское универсальное (прогулочное) седло. Поэтому при подготовке к путешествию за тридевять земель про это лучше забыть даже тем, кто умеет и может/хочет блеснуть чешуей. Вообще не ваш случай.

Бонус - в таком седле доедет до места назначения даже заснувший в пути всадник, и отбить в нем себе что-нибудь проблематично, в отличие от тех же спортивных английских седел.

Там еще полезное про обучение верховой езде, если кому-то нужно, а также про водопой и про подковы.

Подпись автора

Если и есть что-либо приятное в жизни — так это заниматься тем, что мы делать не обязаны.
Рональд А. Нокс

+1

15

В продолжение этого поста

Некоторые лошади, как и некоторые люди, склонны к поражению мышц и воспалению почек даже при не самых сильных нагрузках. Наиболее этому подвержены чистокровные арабские скакуны, у них это дефект породы. Обнаружить заранее, что лошадь больна, и отбраковать жеребенка, чаще всего, не получится. Чем возбудимее животное - тем больше вероятность, что у него разовьется болезнь, и чаще страдают кобылы, чем жеребцы.

Картина болезни часто неспецифична, лошадь может вести себя, как при коликах, просто показывая, что ей больно. Может остановиться, как вкопанная, может начать заваливаться под всадником, может сесть "по-собачьи". Описывают дрожь в ногах, напряженные, "каменные" мускулы, обильный пот и слишком горячую кожу животного. Кроме того, внешне здоровая лошадь может и просто пасть на галопе, не успев "предупредить" всадника о том, насколько ей плохо. Симптом, который точно показывает, что это именно поражение почек ("нефрит" в терминологии "нашего" времени) - моча "цвета бургундского вина". Но он появляется, когда состояние животного уже тяжелое.

Как развивается болезнь?
Чтобы загубить "араба" достаточно подольше подержать его в деннике (некоторым хватает всего пары дней) и вволю кормить - особенно, овсом, сеном, в котором много клевера или люцерны, или зерном. А после погнать галопом. Описаны случаи массовой гибели застоявшихся лошадей, отпущенных на свободный выпас.

Если в "наше" время арабская лошадь и переживет первую атаку "нефрита" (и если ее не пристрелят из жалости, или просто не бросят на дороге), то, все равно, велика вероятность, что подобные приступы станут регулярными, и в самом лучшем случае животное будет доживать свой век на конюшне.

Как предотвратить болезнь?
У "араба" не должно быть "выходных", когда он просто стоит без движения. Лошадь ежедневно должна, как минимум, гулять, а еще лучше, если на ней ездят. И не следует перекармливать ее овсом. Но, все равно, если это особь, унаследовавшая генетический дефект, скорее всего, когда-нибудь он себя проявит.

О лошадином "нефрите" европейцы пишут с 1565 г. Метисы "арабов" тоже могут унаследовать эту особенность. Но вот английские лошади ее получили, а для "андалузцев" она гораздо менее характерна. Кроме того, у лошади любой породы такое состояние может возникнуть разово - из-за нарушений диеты, долгого стояния в деннике и высоких нагрузок.

Основные источники:

Garabed Eknoyan, On the Etymology of Nephritis: A Historical Appraisal of its Origins (2020)
Паралитическая миоглобинурия
V. E. Chamizo, L.-M. Acevedo, J.-L. L. Rivero, Prevalence and clinical features of exertional rhabdomyolysis in Andalusian horses (2015)

Отредактировано Луис де Толедо (2023-11-12 17:35:26)

+3


Вы здесь » Французский роман плаща и шпаги » От переводчика » Лошади, всадники, кареты… обозы?