Французский роман плаща и шпаги зарисовки на полях Дюма

Французский роман плаща и шпаги

Объявление

18 января Французскому роману плаща и шпаги исполнилось 18 лет.

Продолжается четвертый сезон игры. Список желанных персонажей по-прежнему актуален, а о неканонах лучше спросить в гостевой.

Текущие игровые эпизоды:
Посланец или: Туда и обратно. Январь 1629 г., окрестности Женольяка: Пробирающийся в поместье Бондюранов отряд католиков попадает в плен.
Как брак с браком. Конец марта 1629 года: Мадлен Буше добирается до дома своего жениха, но так ли он рад ее видеть?
Обменяли хулигана. Осень 1622 года: Алехандро де Кабрера и Диего де Альба устраивают побег Адриану де Оньяте.

Текущие игровые эпизоды:
Приключения находятся сами. 17 сентября 1629 года: Эмили, не выходя из дома, помогает герцогине де Ларошфуко найти украденного сына.
Прошедшее и не произошедшее. Октябрь 1624 года, дорога на Ножан: Доминик Шере решает использовать своего друга, чтобы получить вести о своей семье.
Минуты тайного свиданья. Февраль 1619 года: Оказавшись в ловушке вместе с фаворитом папского легата, епископ Люсонский и Луи де Лавалетт ищут пути выбраться из нее и взобраться повыше.

Текущие игровые эпизоды:
Не ходите, дети, в Африку гулять. Июль 1616 года: Андре Мартен и Доминик Шере оказываются в плену.
Autre n'auray. Отхождение от плана не приветствуется. Май 1436 года: Потерпев унизительное поражение, г- н де Мильво придумывает новый план, осуществлять который предстоит его дочери.
У нас нет права на любовь. 10 марта 1629 года: Королева Анна утешает Месье после провала его плана.
Говорить легко удивительно тяжело. Конец октября 1629: Улаф и Кристина рассказывают г-же Оксеншерна о похищении ее дочери.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Французский роман плаща и шпаги » От переводчика » О лечении и лекарствах


О лечении и лекарствах

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Информация в этой теме, выложенная от ника Перо, была собрана игроками первых двух сезонов игры на форуме http://francexvii.borda.ru/.
Изначальное авторство постов можно посмотреть здесь

0

2

3

Мишель Монтень о врачах и медицине
Да простят  мне  врачи  мою  дерзость,  но  из  той  же  роковой  капли
зародились и воспринятые мной ненависть и презрение к их  науке;  антипатия,
которую я питаю к их  искусству,  несомненно  мной  унаследована.  Мой  отец
прожил семьдесят четыре года, мой дед -  шестьдесят  девять,  а  мой  прадед
около восьмидесяти лет, не прибегая ни к каким медицинским средствам. Должен
пояснить: все то, что не употребляется в повседневной жизни,  ими  считалось
лекарством. Медицина складывается из  примеров  и  из  опыта,  но  таким  же
образом составилось и мое мнение о ней. Разве это не  вполне  достоверный  и
весьма убедительный опыт? Я не уверен,  сумеют  ли  они  наскрести  в  своих
анналах троих таких же людей,  как  мой  отец,  дед  и  прадед,  родившихся,
выросших и умерших в одной и той же  семье,  под  одним  и  тем  же  кровом,
которые прожили бы столько  же  лет,  подчиняясь  их  правилам.  Они  должны
признать, что в этом вопросе если не научные соображения, то удача - на моей
стороне, а для врачей удача важнее научных соображений. Пусть  не  ссылаются
они в доказательство своей правоты на меня, каков я сейчас; пусть не  грозят
мне, находящемуся в когтях болезни; это был бы чистейший  обман.  Бесспорно,
что приведенные мной примеры из истории моей семьи  красноречиво  говорят  в
мою пользу, и врачи становятся перед ними  в  тупик.  В  человеческих  делах
такое постоянство редко. Прадед мой родился в 1402 году,  так  что  все  это
длится в нашей семье почти двести лет  (недостает  лишь  восемнадцати).  Нет
поэтому ничего удивительного, что  опыт  начинает  нам  изменять.  Пусть  не
ссылаются на боли, во власти которых я нахожусь: разве мало тех сорока  семи
лет, в течение которых я не  знал  болезней?  Если  даже  я  стою  у  своего
жизненного предела, все же путь мой был достаточно долог.
     Мои  предки   не   любили   медицину   по   какому-то   непонятному   и
бессознательному  чувству.  Уже  один  вид  лекарств   внушал   моему   отцу
отвращение. Мой дядя по отцовской линии, духовное лицо, господин де Гожак, с
детства отличался болезненностью, но  умудрился  все  же  при  своем  слабом
здоровье прожить шестьдесят семь  лет;  и  вот,  когда  однажды  он  заболел
тяжелой и длительной лихорадкой, врачи велели объявить ему, что если  он  не
прибегнет  к  медицинской  помощи  (они  называют  помощью  то,  что   часто
оказывается помехой), то неминуемо умрет. Как ни напуган был  этот  милейший
человек объявленным ему суровым приговором, но ответил: "Значит, я уже  могу
считать себя  мертвым".  Однако,  по  милости  божьей,  предсказание  врачей
оказалось ложным, что выяснилось весьма скоро.
     Из братьев моего отца - а их было трое - только самый младший, господин
де  Бюссаге,  который  был  немного  моложе  других,   признавал   врачебное
искусство, думаю, потому,  что  ему  приходилось  иметь  дело  и  с  другими
искусствами, - ведь он состоял советником  парламента.  Но  результат  этого
признания был весьма неутешительный, ибо, будучи на  вид  самым  крепким  по
сложению из братьев, он умер значительно  раньше  их,  за  исключением  лишь
одного брата, господина де Сен-Мишеля.
     Возможно, что это врожденное отвращение к медицине я воспринял от  них,
но если бы это была единственная причина моего  отрицательного  отношения  к
ней,  я  попытался  бы  побороть  его.  Ибо  все  такого  рода   склонности,
возникающие в нас без участия разума, оказываются  ошибочными:  своего  рода
болезнь, с которой следует бороться. Не  исключено,  что  у  меня  была  эта
склонность, но я еще углубил и  упрочил  ее  своими  размышлениями,  которые
привели меня к сложившемуся  у  меня  мнению  о  ней.  Я  не  выношу,  когда
отказываются принимать  лекарство  лишь  на  том  основании,  что  вкус  его
неприятен; это не в моем  духе,  ибо  я  считаю,  что  ради  здоровья  стоит
претерпеть всякие надрезы и прижигания, как бы мучительны они ни были.
     Вместе с Эпикуром я  полагаю,  что  надо  избегать  таких  наслаждений,
которые влекут за собой еще большие страдания,  и  принимать  с  готовностью
страдания, несущие за собой несравненно большие наслаждения.
     Здоровье - это  драгоценность,  и  притом  единственная,  ради  которой
действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких  благ,
но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь  без  него
становится  нестерпимой  и  унизительной.  Без  здоровья  меркнут  и  гибнут
радость, мудрость, знания и добродетели;  достаточно  противопоставить  всем
самым убедительным направлениям, которыми философы пытаются  нас  уверить  в
обратном, образ, скажем, Платона: предположим, что он  поражен  падучей  или
апоплексией, и посоветуем ему  призвать  в  данном  случае  на  помощь  свои
благородные  и  возвышенные  душевные  качества.  Всякий  путь,  ведущий   к
здоровью, я не решался бы назвать ни чересчур  трудным,  ни  слишком  дорого
стоящим. Но у меня  есть  кой-какие  другие  соображения,  побуждающие  меня
относиться весьма недоверчиво к товару, который нам хочет всучить медицина.
     Я вовсе не утверждаю, что не существует никакого врачебного  искусства.
Не может быть никакого сомнения в том,  что  среди  неисчислимого  множества
существующих в природе вещей есть и  благотворные  для  нашего  здоровья.  Я
прекрасно знаю, что есть некие целебные травы, которые увлажняют, и  другие,
которые сушат; что хрен обладает  ветрогонным  свойством,  а  листья  кассии
действуют как слабительное. Я знаю еще много  разных  других  средств  и  не
сомневаюсь в их действии, так же как и в том, что  согреваюсь  от  вина  или
насыщаюсь бараниной: говорил же Солон [15], что, подобно другим  лекарствам,
еда является средством, излечивающим болезнь голода. Я  не  отрицаю  пользы,
извлекаемой нами из богатств природы, и не сомневаюсь ни в ее могуществе, ни
в том, что мы имеем полную  возможность  применить  ее  средства  для  наших
целей. Я вижу, как щуки и ласточки прекрасно используют их. Но я не  верю  в
измышления нашего разума, нашей науки и искусства, в которых мы не знаем  ни
границ, ни меры и в угоду которым поступились природой и ее предписаниями.
     Подобно тому как мы называем правосудием  груду  первых  подвернувшихся
нам под руку законов, применяемых часто весьма  нелепо  и  несправедливо,  и
подобно тому как те, кто смеется над этим и изобличает эту глупость,  отнюдь
не стремятся изобличить само это благородное занятие, а лишь  хотят  указать
на злоупотребление священным именем правосудия и на профанацию его, -  точно
так же и в медицине я глубоко чту ее славное  название,  цели,  которые  она
себе ставит, и те столь полезные вещи, которые она сулит человечеству, но  у
меня нет ни почтения, ни доверия к тому, что слывет у нас медициной.
     Прежде всего опыт повелевает мне опасаться медицины, ибо  на  основании
всего того, что мне приходилось наблюдать,  я  не  знаю  ни  одного  разряда
людей, который так рано заболевал бы и так поздно излечивался, как тот,  что
находится под врачебным  присмотром.  Само  здоровье  этих  людей  уродуется
принудительным, предписываемым им режимом. Врачи не довольствуются тем,  что
прописывают нам средства лечения, но и делают здоровых  людей  больными  для
того, чтобы мы во всякое время не могли обходиться без них. Разве  не  видят
они в неизменном и цветущем здоровье залога серьезной болезни в  будущем?  Я
довольно часто болел и, не прибегая ни к какой врачебной  помощи,  убедился,
что мои болезни легко переносимы (я испытал это при всякого рода болезнях) и
быстротечны; я не омрачал их течения горечью  врачебных  предписаний.  Своим
здоровьем я пользовался свободно и невозбранно,  не  стесняя  себя  никакими
правилами или наставлениями и  руководствуясь  только  своими  привычками  и
своими желаниями. Я могу болеть где бы то ни было, ибо во время болезни  мне
не нужно никаких других удобств, кроме  тех,  которыми  я  пользуюсь,  когда
здоров. Я не  боюсь  оставаться  без  врача,  без  аптекаря  и  всякой  иной
медицинской помощи, хотя других эти вещи пугают больше,  чем  сама  болезнь.
Увы, не могу сказать, что сами врачи показывали нам, что их  наука  дает  им
хоть какое-нибудь заметное преимущество перед нами, что  они  благоденствуют
не в пример нам или что они более долговечны.
     Нет такого народа, который на протяжении  веков  не  обходился  бы  без
медицины, особенно в раннюю, то есть в самую лучшую и счастливую пору своего
существования. Но и в наше время  одна  десятая  мира  живет  без  медицины;
многие народы, не зная ее, более здоровы и более долговечны по  сравнению  с
ними; а если взять французов,  то  простой  народ  благополучнейшим  образом
обходится без нее. Медицина появилась у римлян  шестьсот  лет  спустя  после
основания Рима, но после того как они испытали ее действие, она была изгнана
из их города по почину Катона Цензора, показавшего пример, как  легко  можно
жить без нее: он сам прожил восемьдесят пять лет,  и  жена  его  прожила  до
глубокой старости - не то чтобы без  "лекарств",  а  без  врачей  [16];  ибо
всякое  благотворно  действующее  на  нас  средство   может   быть   названо
"лекарством".  По  словам  Плутарха  [17],  он  поддерживал  здоровье  своих
близких, кормя их (насколько помню) зайчатиной, подобно тому как аркадцы, по
утверждению Плиния [18], излечивали все болезни коровьим молоком. А ливийцы,
по словам Геродота [19],  как  правило,  пользовались  на  редкость  хорошим
здоровьем благодаря особому их обычаю, а именно: когда  ребенку  исполнялось
четыре года, они прижигали ему жилки на темени  и  на  висках,  чтобы  он  в
дальнейшем не страдал от каких-либо  простуд  и  воспалений.  А  разве  наши
деревенские жители не употребляют при  всякой  болезни  снадобье  из  самого
крепкого вина, сваренного с шафраном и пряностями, которое  действует  с  не
меньшим успехом?
     И говоря  начистоту,  разве  все  эти  разнообразные  и  противоречивые
предписания не клонятся в конечном счете к одной и той же  цели  -  к  тому,
чтобы очистить желудок? И разве простой слуга не в состоянии  применить  эти
средства?
     Но я далее не уверен в полезности этого всеми рекомендуемого средства и
не знаю, не нуждается ли наш организм в том,  чтобы  эти  отбросы  некоторое
время оставались в нем, подобно тому как вино, чтобы  не  портиться,  должно
выделять осадок.  Ведь  нередко  у  здоровых  людей  по  непонятной  причине
начинается  рвота  или  понос,  сопровождающиеся  усиленным  выведением   из
организма  отбросов  пищеварения,  причем  эта  чистка   вовсе   не   бывала
необходимой с самого начала и не приносила никакой пользы  в  дальнейшем,  а
оказывалась, наоборот, вредной. Недавно я вычитал у великого  Платона  [20],
что из трех видов движения, свойственных человеку, опаснейшими являются  те,
что связаны с облегчением кишечника, и потому ни один  разумный  человек  не
должен прибегать к лечению  слабительными  без  крайней  необходимости,  ибо
такими противодействующими средствами можно только вызвать и  усилить  боль.
Болезни следует смягчать и излечивать разумным  образом  жизни;  напряженная
борьба между лекарствами и болезнью  всегда  причиняет  вред,  так  как  эта
схватка происходит в нашем организме, на лекарство же нельзя полагаться, ибо
оно по природе своей враждебно нашему  здоровью  и  применение  его  вызвано
только теми нарушениями, которые совершаются в нас. Предоставим же  организм
самому себе: природа, помогающая блохам и  кротам,  помогает  и  тем  людям,
которые терпеливо вверяются ей подобно блохам и кротам. Мы можем до  хрипоты
понукать нашу болезнь, - это ни  на  йоту  не  подвинет  нас  вперед.  Таков
неумолимый ход вещей в природе. Наши страхи, наше отчаяние  не  ускоряют,  а
лишь задерживают помощь природы. Болезнь должна  иметь  свои  сроки,  как  и
здоровье. Природа не нарушит установленного ею порядка ради одного  человека
и в ущерб другим, ибо тогда воцарится беспорядок. Будем следовать  ей,  ради
бога, будем ей подчиняться. Она ведет тех, кто следует за ней, тех  же,  кто
сопротивляется, она  тащит  силком  вместе  с  их  безумием  и  лекарствами.
Прочистите лучше мозги: это будет полезнее, чем прочистить желудок.
     Одного спартанца спросили,  каким  образом  он  прожил  здоровым  столь
долгую жизнь. "Не прибегая к медицине",  -  ответил  он  [21].  А  император
Адриан, умирая, неустанно повторял, что обилие лечивших его врачей  погубило
его [22].
     Некий незадачливый борец заделался врачом. "Вот здорово! -  сказал  ему
Диоген. - Ты прав; теперь ты будешь загонять в гроб  тех,  кто  раньше  клал
тебя на обе лопатки" [23].
     Счастье врачей в том, что, по выражению Никокла [24], их удача  у  всех
на виду, а ошибки скрыты под землей, но,  кроме  того,  они  обычно  искусно
используют все, что только можно; если в нас есть крепкая и здоровая  основа
от природы или по воле случая, или еще по какой-нибудь  неизвестной  причине
(а таких причин несметное множество), то они вменяют это  в  заслугу  именно
себе. Если пациенту, находящемуся под присмотром  врача,  повезет  в  смысле
излечения  какого-нибудь  недуга,  врач  обязательно  отнесет  это  за  счет
медицины. Случайности, которые помогли излечиться мне и тысяче других людей,
не прибегающих к помощи  врачей,  они  обязательно  припишут  себе  и  будут
похваляться ими перед своими больными; но, когда дело идет о  плохом  исходе
болезни, они  полностью  отрицают  свою  вину  и  сваливают  ее  целиком  на
пациентов, ссылаясь на такие пустяковые причины, каких  всегда  можно  найти
великое множество: такой-то заболел из-за того, что оголил  руку,  такого-то
погубил стук колес -

               rhedarum transitus arcto
     Vicorum inflexu -

     {Проезд повозок по узким поворотам улиц [25] (лат. ).}

     в таком-то случае всему виной открытое окно, в  другом  -  что  больной
лежал на левом боку, в третьем - что больной  подумал  о  чем-то  тягостном.
Словом, какого-нибудь  слова,  сновидения  или  мельком  брошенного  взгляда
вполне достаточно, чтобы они полностью сняли с  себя  всякую  вину.  В  иных
случаях врачи, если им вздумается, пользуются даже  ухудшением  в  состоянии
больного, действуя  способами,  в  которых  у  них  никогда  не  может  быть
недостатка: если болезнь от применения прописанного ими лечения обостряется,
они уверяют, что без их лекарств было бы еще хуже.  Выходит,  что  тот,  чью
простуду они обратили в ежедневную  лихорадку,  без  их  помощи  страдал  бы
непрерывными приступами ее. Они не боятся плохо делать свое дело, так как  и
плачевный исход умеют обратить себе на  пользу.  У  врачей  несомненно  есть
основания требовать от больного веры в прописываемые ими средства, ибо  надо
действительно быть очень простодушным и податливым, чтобы  довериться  столь
сомнительным фантазиям.
     Платон вполне справедливо говорил [26], что врачам позволительно  лгать
сколько угодно, ибо наше выздоровление зависит от  их  щедрых  и  обманчивых
посулов.
     Эзоп, писатель  редкого  дарования,  всю  глубину  мастерства  которого
способны оценить лишь немногие,  бесподобно  рисует  нам,  как  деспотически
врачи властвуют над своими несчастными пациентами, подавленными  болезнью  и
страхом. Так, например, он рассказывает [27]: однажды врач спросил больного,
как подействовало на него лекарство, которое  он  ему  прописал.  "Я  сильно
потел от него", - ответил больной. "Это очень хорошо",  -  сказал  по  этому
поводу врач. Когда некоторое время спустя врач снова спросил больного о  том
же, больной заявил: "У меня был сильнейший озноб, меня всего трясло". - "Это
хорошо", - промолвил врач. Когда же врач в третий раз спросил больного,  как
он себя чувствует, последний ответил: "Я чувствую, что весь распух,  как  от
водянки". - "Вот и прекрасно", - заявил врач. Вслед за тем к больному  зашел
проведать его один из близких и осведомился, как  он  себя  чувствует.  "Так
хорошо, друг мой, - сказал больной, - что просто помираю от этого".
     В Египте существовал более справедливый закон, по которому врач  брался
за лечение больного с условием, что в течение первых трех дней  болезни  сам
больной отвечал за все, что могло с ним приключиться, по прошествии же  трех
дней за все отвечал уже врач; и в самом деле, какой иной смысл имело то, что
покровитель врачей, Эскулап, был поражен молнией  за  то,  что  воскресил  к
жизни Ипполита?

     Nam pater omnipotens, aliquem indignatus ab umbris
     Mortalem infernis ad lumina surgere vitae,
     Ipse repertorem medicinae talis et artis
     Fulmine Phoebigenam stygias detrusit ad undas;

     {Но всемогущий отец [Юпитер], негодуя на то, что какой-то смертный  мог
вернуться из обители подземных теней к сиянию  жизни,  сам  поразил  молнией
изобретателя подобного врачебного искусства и низринул Фебова  сына  в  воды
Стикса [28] (лат. ).}

     а его преемники, отправляющие столько душ на тот свет,  освобождены  от
ответственности!
     Какой-то врач выхвалял  перед  Никоклом  огромную  важность  врачебного
искусства: "Это бесспорно, - ответил Никокл, - ведь оно  может  безнаказанно
губить столько людей" [29].
     Если бы я был на месте  врачей,  я  окружил  бы  медицину  священным  и
таинственным ореолом: врачи в свое время положили хорошее начало этому делу,
но не довели его до конца. Врачи умно поступили,  объявив  богов  и  демонов
родоначальниками  медицины,  создав  особый  язык  и  особую   письменность,
невзирая на философское наставление, гласящее, что безумно  давать  человеку
благие советы на непонятном ему наречии - Ut  si  quis  medicus  imperet  ut
sumat:

     Terrigenam, herbigradam, domiportam, sanguine cassam.

     {Как если бы какой-нибудь врач предписал больному принять "земнородную,
траноходную, домоносную, кровочуждую" [30] (лат. ).}

     Под стать их искусству было правило - его придерживаются все  пустые  и
мнимые науки, толкующие о сверхъестественном,  -  которое  требовало,  чтобы
больной заранее верил им и был  убежден  в  правильности  их  действий.  Они
твердо  держатся  этого  правила  и  считают,  что  самый  невежественный  и
несмышленый лекарь более полезен больному, который верит в него,  чем  самый
опытный, но незнакомый больному врач. Даже  выбор  большинства  их  лекарств
загадочен и таинствен; вроде, например, левой ноги черепахи,  мочи  ящерицы,
испражнений слона, печени крота, крови, взятой из-под правого  крыла  белого
голубя, а  для  нас,  злополучных  почечных  больных  (до  того  глубоко  их
презрение к нашей болезни!), истолченный в  порошок  крысиный  помет;  можно
перечислить еще много  подобных  нелепостей,  которые  скорее  смахивают  на
колдовские чары, чем на серьезную  науку.

0

4

Из статьи о медицине и болезнях во время осады Ларошели (M.F. de VAUX de FOLETIER)

Un autre médecin célebre, dans le camp royal, était Charles Delorme, personnage tres cultivé et quelque peu pédant, connaissant le grec, l'italien et l'espagnol, et citant volontiers dans le texte original, des passages d'Hippocrate et de Galien. D'aprés un biographe contemporain, il guérit un grand nombre de soldats atteints de dysenterie, au moyen d'un bizarre systéme de fumigation, en « faisant du feu de vieilles savates sous des síéges sur lesquels il les faisait seoir tout ñus, et il arréta tout á fait le cours de ce mal dangereux » . Le traitement durait une heure et devait étre renouvelé les deux ou trois jours suivants.

Другой известный медик в королевском лагере, Шарль Делорм, личность очень образованная и немного педантичная, знал греческий, итальянский и испанский и свободно цитировал на языке персовисточника Гиппократа и Галена. Согласно современному ему биографу он вылечил множество больных дизентерией солдат с помощью странной системы окуриваний, "разжигая огонь из старых башмаков под сидениями, на которых он усаживал их [солдат, не башмаки - AJR] нагишом, и полностью избавился от этого опасного недомогания". Лечение длилось час и его следовало повторить еще два или три дня. [...]

0

5

В книге Жака Дюпакье "Histoire de la population française" приводится таблица, в которой показано, сколько детей в разных городах Франции доживало до 1 года, 5 лет и 10 лет. В Иври-сюр-Сене (1601-1685) 64,1% детей доживали до 1 года (следовательно, 35,9% умирали раньше), 35,3% доживали до 5 лет (значит умирали до 5 лет 64.7 детей), а до 10 лет - 32,9% (67,1% всех детей не доживали до 10). В Рони-Су-Буа (1640-1689) 27.8% детей умирали до 1 года, 48,3% до 5 лет, 54,5% детей не доживали до 10 лет. В данном случае следует сопоставлять детскую смертность простого со смертностью среди детей принцесс, чьи матери родились между 1580 и 1669 годом. Но даже в худшем случае (я имею в виду поколение матерей 1660-1669) у протестантских принцесс доживало до 1 года 74,59% детей, а до 10-ти - 48,9%. У католических принцесс минимальный процент доживших до 1 детей составил 69,46% (у поколения матерей 1600-1609), а минимальный процент доживших до 10 - 59,64% (у матерей поколения 1620-1629).

Источник

Вообще Англия была страной с самой низкой детской смертностью в Западной Европе, а Франция - с самой высокой. Так было и в следующем, XVIII веке, когда в Англии доживало до 15 73% детей, а во Франции - только 49%

Там же, в комментариях

Подпись автора

Qui a la force a souvent la raison.

0

6

Почему одни дети рождаются мальчиками, а другие - девочками? Как сменить пол, не прибегая к ножу хирурга? Почему не стоит пить сырую воду? И чем может грозить неумеренность в любви? Ответы на эти и другие вопросы далее в нашей программе "Теория гуморов" c Франсуа де Ротонди.

Хирурги, слыша о теории гуморов, только усмехаются и покручивают пальцем у виска. Однако терапевты будут придерживаться ее еще очень долго - почти до конца XIX в. Что представляло собой это учение? Вкратце, человеческое тело состоит из четырех гуморов (субстанций): крови (горячей и влажной), желтой желчи (горячей и сухой), черной желчи (холодной и сухой) и флегмы (холодной и влажной). Когда четыре гумора сбалансированы, человек здоров. Но если этот баланс нарушается, может развиться болезнь.

Преобладание того или иного гумора в организме человека также определялось его возрастом и полом. Так, флегма (холод и влажность) - это крайнее проявление женственности. Преобладание флегмы в организме естественно для здоровых женщин любого возраста, а также для маленьких мальчиков и стариков. Чем старше становится мальчик, тем "горячее" и "суше" он будет. Жар и сухость - это крайнее проявление всех мужских качеств. Такое состояние характерно для молодых мужчин. С возрастом они снова будут становиться все "холоднее" и "влажнее", пока в их организме снова не начнет преобладать флегма, как в младенчестве. Потому и говорят, что глубокие старики порой впадают в детство. Преобладание в организме крови (горячей, но влажной субстанции) характерно для отроков и юношей. Они только покидают "влажный" мир женщин и вступают в "сухой" мир мужчин. Вот почему красивые юноши иногда имеют женственные черты. Крайнее проявление этого состояния - гермафродитизм. Гермафродитизм, однако, может вызвать и черная желчь (сухая, но холодная субстанция), если ее слишком много в теле человека.

http://sg.uploads.ru/t/HkqaD.jpg
картинка открывается по клику

Также преобладание в организме одного из гуморов определяет темперамент мужчины (о женских темпераментах в этом учении речь вообще не идет - здоровая женщина всегда флегматична).

- Сангвиник (горячий и влажный) - полнокровен. Он является эталоном юноши: любит женщин (хотя женщина для него, скорее, объект вожделения, а не личность), развлечения, вино и вкусную еду, ловок в спортивных упражнениях.

- В теле холерика (горячего и сухого) слишком много желтой желчи и, соответственно, мужского пыла. У него все мужские качества бьют через край. Он бесстрашен и легко впадает в ярость. Такой человек сможет возглавить хоть армию, хоть государство.

- Два других темперамента - флегматик и меланхолик - ближе к женскому. Такие мужчины не рождены для великих свершений. Они, подобно, женщинам, предпочитают тихую частную жизнь. Флегматика (холодного и влажного) обычно изображают любезным кавалером. Наверное, он должен прекрасно понимать дам благодаря схожему темпераменту.

- Меланхолик (холодный и сухой) иногда может быть даже холоднее, чем иная женщина. При крайнем проявлении темперамента он импотент или гермафродит. Он труслив, робок, но при этом гневлив и обидчив - совсем по-женски. Легко затевает ссоры, а затем всеми правдами и неправдами пытается избежать драки. Меланхолики обычно имеют склонность к занятию наукой.

Четыре темперамента (слева направо: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик)
http://s8.uploads.ru/t/b0Qlo.jpg
картинка открывается по клику

Почему мужчина рождается с определенным темпераментом? И почему вообще кто-то рождается мальчиком, а кто-то девочкой? И откуда берутся гермафродиты?

Мужское семя, согласно представлениям "нашей" эпохи, - горячая субстанция. Оно несет в себе все мужское и должно дать жизнь наследнику, новому мужчине. Однако женская утроба - холодное место. Если ребенку хватит жара в материнском чреве, то он появится на свет мальчиком, а если не хватит - девочкой. Примерно так, как хлебный каравай не пропечется, если в очаге мало дров. Итак, все девочки - это неполноценные, "непропёкшиеся" мальчики. Более того, медики полагают, что женские половые органы повторяют мужские, только они спрятаны внутри тела и как бы вывернуты наизнанку. Им не хватило жара, чтобы выйти из тела наружу.

Если у юной девушки или у взрослой дамы вдруг нарушится баланс гуморов, и она начнет становиться все суше и горячее, то ее детородные органы могут выйти наружу, и она станет гермафродитом. Рассказывая историю 15-летней Мари-Жермен из Витри-ле-Франсуа в Шампани - девочки, которая не проявляла никаких признаков маскулинности до тех пор, пока однажды не прыгнула через канаву, прогоняя свиней с поля, и не стала мальчиком, Паре пишет:

Женщины имеют то же самое внутри, что и мужчины - снаружи, за тем лишь исключением, что у них не хватает ни жара, ни способности вытолкнуть наружу то, что держится внутри, так, словно привязано там, из-за холодности их темперамента. И если со временем влажность детства, которая не давала жару проявиться в полной мере, испаряется, и жар становится более сильным и неистовым, то вполне вероятно, что женщина, особенно совершив некое чрезмерное усилие, сможет вытолкнуть наружу то, что спрятано внутри... (с)

Монтень добавляет, что в Витри народная молва и по сей день учит девочек прыгать осторожнее, чтобы их не постигла та же беда, что и Мари-Жермен.

То же самое может произойти и с мужчиной - из-за нарушения баланса гуморов он может ослабеть, стать импотентом или даже гермафродитом, хотя Паре и отвергает такую возможность, говоря, что природа всегда стремится от несовершенства к совершенству. Но подобные примеры встречаются в юридической и медицинской литературе XVI в. Последствия нарушения баланса гуморов могут быть и не столь катастрофическими: так появляются мужеподобные женщины или просто женщины с мужским складом ума и женоподобные мужчины или мужчины с чувствительным женским сердцем.

Смех смехом, но в начале XVII в. медик Жак Дюваль (1555-1620 гг.), основываясь на теории гуморов, спас от костра двух дам, хотевших заключить однополый брак в 1601 г. в Нормандии - Marie (Marin) Le Marcis и Jeanne Lefebvre. Ему удалось доказать, что детородный орган Мари иногда выглядывает из ее тела, когда она охвачена пылом страсти - а значит, ее можно признать гермафродитом с преобладающей мужской сутью и позволить ей жить как мужчине. Здесь тот самый подход, согласно которому, женские половые органы являются полным подобием мужских и могут выйти наружу от излишнего жара. Кроме Дюваля, никто из лекарей, осматривавших подсудимую, не разглядел у нее этого мифического органа. Однако его свидетельства оказалось достаточно, чтобы спасти женщин от казни.

Что может нарушить баланс гуморов? Образ жизни, привычки и, в особенности, диета. Согласно теории гуморов, пища тоже делится на горячую и холодную (речь не о температуре блюда, а о свойствах самих продуктов) и влажную и сухую.

- Так, меланхолику (сухому и холодному) следует избегать сухих и холодных блюд: чечевицы и других бобовых, яблок (и сидра - крайне холодный напиток), говядины и других тяжелых блюд. Полезно есть мягкий хлеб, мягкие сыры, рыбу, яйца, ягненка, оливковое масло, корнеплоды и фрукты.

- Флегматику, наоборот следует избегать, холодной и влажной еды: рыбы, молочных продуктов, сладостей, солений, салатов и летних фруктов, в том числе персиков. Ему полезны: лук, чеснок, артишоки, корнеплоды, подогретое вино и специи.

- Холерику (сухому и горячему) противопоказана жирная и пряная еда, жирное мясо, соленья и крепкий алкоголь. Нельзя злоупотреблять также вином. Полезны: вода, пиво, сидр, супы, рыба и дичь, летние фрукты и ягоды.

- Сангвинику следует избегать горячих продуктов в больших количествах: меда, вина и мяса. Полезно то же, что и холерику.

К слову, питьевую воду в "наше" время кипятят, скорее, для того, чтобы сделать ее менее холодной и влажной. Если меланхолик и флегматик будут употреблять слишком много холодных продуктов, они рискуют побледнеть, ослабеть и потерять мужскую силу. Также для них нежелательны слишком частые любовные утехи. Встречаясь с дамой (холодной и влажной), кавалер растрачивает свой жар, ибо потеря семени ослабляет мужчину больше, чем потеря крови. Особенно это опасно для и без того холодного и сухого меланхолика: он мог совсем иссушить себя в супружеской постели, заработать черную меланхолию и даже сойти с ума.

Отредактировано Rotondis (2019-11-03 07:59:44)

+3

7

Gutta rosa (rosacea) и noli me tangere: когда на нос садится бабочка

В конце XVI в. в Европе развивается дерматология, учение о кожных болезнях. Но два заболевания, вынесенные в заголовок поста, были описаны медиками намного раньше. Их нередко путали (путают даже в XXI в., когда есть различные методы диагностики). Но в одном случае "бабочка" на лице доставляла пациенту только моральные страдания и некоторый физический дискомфорт, а в другом - могла "съесть" его за 5 лет. Как полагают сегодня, источник заболеваний один - чрезмерно активная иммунная система, атакующая собственный организм, но в "наше" время об этом, конечно, не знали.

Gutta rosa или gutta rosacea (фр. goutterose или couperose) была описана в XIV в. французским хирургом, Ги де Шолиаком, как красное поражение на лице, в области носа и щек. Лечили этот недуг втиранием мази из ртути, серы и бычьей крови, кровопусканиями, пиявками, которых ставили на лицо (бррр!). Конечно, безуспешно - ее и сегодня не умеют лечить, только подавлять симптомы.

Начиналось все безобидно - ярким (иногда "жгучим", "покалывающим") румянцем на щеках после малейшего волнения или подвижных игр, прогулок в солнечный или морозный день, сытного обеда. С годами румянец становился постоянным, появлялась та самая "бабочка": красный нос и расходящиеся от него пятна, подбородок часто тоже был задет. Лицо покрывалось сыпью и принимало "обожженный" вид или вид, как у запойного пьяницы. Кожа горела, зудела, иногда становилась грубой. Намного реже (и обычно у мужчин) болезнь принимала обезображивающие формы: с утолщением носа, ушных мочек, наростами на лбу. В самом худшем варианте портилось зрение, и человек даже мог ослепнуть. На продолжительность жизни болезнь не влияла, но с возрастом ее течение ухудшалось.

Однако бывало и так, что gutta rosa становилась предвестником грозных заболеваний, которые в "наше" время просто не умели определять (например, целиакии). Тогда пациент угасал от истощения.

Типичный пациент "нашей" эпохи:

- дама лет 30-50 (в этом возрасте болезнь проявляла себя во всей красе, и кожа была уже основательно испорчена). Лекари знали, что gutta rosa обычно поражает "нежных женщин", и приписывали ее возникновение избытку флегмы в организме;

- чаще дворянка или из семьи буржуа: на столе крестьян обычно отсутствовали продукты, ухудшающие течение болезни - жареное мясо, вино, пряности, фрукты, сахар. И косметикой они не пользовались. В то же время, крестьяне работали в поле под палящими лучами солнца, а это еще один провоцирующий фактор;

- белокожая, светловолосая или рыжая, светлоглазая. Чаще немка, шведка или (внезапно) уроженка Южной Италии. Впрочем, во Франции, Северной Италии и Испании болезнь в "наше" время тоже встречалась. Гасконцам и, вообще, южанам (итальянцы - исключение) - нечего бояться, у смуглых людей gutta rosa встречается крайне редко. Зато у них бывает noli me tangere, но об этом ниже;

- нервическая особа, склонная к мигреням, судорогам, меланхолиям и истерикам; болезненно худая, мающаяся животом. Нет, "ожог" на коже не был следствием тонкой душевной организации (психосоматики, как сказали бы сегодня), просто иммунная система "била" не только по лицу, но и по голове, и по животу (gutta rosa родственна непереносимости глютена). Но наша дама, получив волнующее известие (мужа ранили на войне/дуэли и т.п.), могла проснуться на другое утро с таким лицом, словно ее ошпарили кипятком. И, в целом, собственное отражение в зеркале не прибавляло ей радости, поэтому меланхолия только ухудшалась.

Болезнь чаще поражала сразу нескольких членов семьи, передавалась по наследству (дети от близкородственных браков особенно рискуют). Сегодня она очень распространена - 10% по миру, в Германии - 12,5. Данных о распространенности в XVII в. нет, но gutta rosa была описана как отдельная болезнь и ее пытались лечить. Еще в XIX в. она принимала уродующие формы. Сегодня до этой стадии стараются не доводить или, если дошло, корректируют с помощью хирургии. До XIX в. изображений женщин с gutta rosa нет, только мужчины. Дамы, вероятнее всего, замазывали лицо белилами и не страдали тяжелыми уродствами.

Поздняя стадия gutta rosa (утолщение носа) на картине Доменико Гирландайо, XV в.

Высказывается мнение, что поздние автопортреты Рембрандта также изображают запущенную gutta rosa.

Начинающееся утолщение носа на портрете кардинала Гаспара де Борха, XVII в.

А теперь о noli me tangere, которую путали с gutta rosa. Название этой болезни - довольно поэтичное. Это цитата из Евангелия от Иоанна 20:17 - "Не прикасайся ко мне" (фраза, сказанная Воскресшим Христом Марии Магдалине). Однако оно говорило само за себя: считалось, что если пытаться лечить этот недуг, он только усилится. Более известно другое название - lupus, волчанка. Заболевание описано почти на сто лет раньше, чем gutta rosa. Оба названия известны с эпохи Средневековья, но волчанкой чаще называли круглые язвы на ногах, а "не тронь меня" - это та самая бабочка на лице. Болезнь считали разновидностью проказы. Сама проказа (инфекционное заболевание, лепра) была фактически побеждена в XV в., поэтому в "наше" время под этим словом подразумевали самые разные кожные болезни. Noli me tangere умели отличать от карциномы (рака).

Типичный пациент - тоже женщина, но уже не дворянка, а крестьянка (еда никак не влияет на течение волчанки, а вот солнечный свет - очень даже). Скорее всего, испанка из андалусской деревни. Волчанка - бич сельской местности на Юге Испании. Еще более вероятно - она индианка (тоже в Испании или в Новом Свете). Она моложе пациентки с gutta rosa, девочка-подросток или молодая женщина лет 20-ти. Сколько она проживет - вопрос. Считается, что до открытия гормональных препаратов и лекарств, подавляющих иммунитет, с момента появления "бабочки" человек жил не более 5 лет. Но сейчас есть люди, которые отказываются от лечения - и живут долго. Страдают от проявлений болезни, но живут, растят детей. Возможно, дело в не совсем точном диагнозе. У той же волчанки есть много разновидностей. И gutta rosa может давать схожую картину - и внешне, и по анализам.

Выводы: медики нашей эпохи знают о разных кожных болезнях (хоть часто можно услышать и общий термин "проказа"). Знают они и что часть пациентов с румянцем-бабочкой гибнет молодыми, а часть - проживает долгую жизнь. Лекарь в Андалусии, увидев характерную сыпь на лице юной девушки, скорее всего, вынесет неутешительный диагноз. А вот француз, немец или итальянец, увидев белокожую даму постарше с такой же сыпью, примется пользовать ее бычьей кровью, ртутью и серой, надеясь на успех.

Отредактировано Перо (2022-06-15 23:24:27)

+2

8

12+

Продолжая тему гуморов. Забавный факт: медики "нашего" времени верят в мужскую менструацию, описанную Гиппократом. Согласно этой теории, у юношей могли начаться регулярные кровотечения, подобные тем, что появляются у взрослеющих девочек. Такие регулы еще называли викарной менструацией. Кровь якобы могла течь откуда угодно (например, из носа, уха, губы, пальца, интимных частей тела или даже из глаз), но наиболее часто за мужские регулы принимали геморроидальное кровотечение.

Самое интересное, по мнению французских врачей, такие регулы не наносят ни малейшего урона мужественности пациента. Напротив, это даже полезно для здоровья: организм очищается от избытка вредных соков и восстанавливается баланс гуморов. Доходило до того, что кровотечения пытались стимулировать, если они по какой-то причине прекращались. Считалось, что их отсутствие (если уж они когда-то начались) так же вредно, как и отсутствие менструаций у девушки.

Испанцы, признавая сам факт мужских регул, верили, что они бывают только у новых христиан. И для испанцев такие кровотечения все же были показателем некой женоподобности новообращенных и их потомков.

На самом деле, вера в мужские менструации возникла не совсем на пустом месте. Чуть менее 0,17% людей, считающихся мужчинами, действительно начинают менструировать в позднем подростковом возрасте или после 20 лет. Конечно, генетически они обычно женщины, но в "наше" время выяснить это было невозможно. Подобные случаи описаны в исторических источниках, но, в целом, явление мужской менструации считалось куда более широко распространенным. И само наличие регул не превращало мужчину в женщину и не рассматривалось как исключительно женская особенность.

Переодетые дамы могут не беспокоиться, что случайно выдадут себя, и их немедленно разоблачат и предадут позору, а то и суду за ношение мужского платья. Вовсе нет. Есть великолепное объяснение, которое с готовностью подтвердят все ученые мужи Парижа.

Источники:

Cathy McClive "Menstruation and Procreation in Early Modern France" 2015
https://www.jstor.org/stable/44445290
Gianna Pomata "Menstruating Men: Similarity and Difference of the Sexes in Early Modern Medicine"

Отредактировано Перо (2023-06-17 20:46:05)

+3

9

Беременный мужчина. 16+

Медиков, юристов и богословов "нашей" эпохи (особенно испанских) очень интересовала тема гермафродитизма как чуда Божьего. На самом деле, в мире количество людей, рождающихся с неопределенным полом, примерно совпадает с количеством рыжеволосых, а в Испании оно даже немного выше. Повышен этот процент и для темнокожих рабов, вывезенных из Африки. Конечно, говорить о засильи гермафродитов в Испании не приходится, однако шанс встретить полумужчину-полуженщину вполне существует.

В Раннее Новое время гермафродитов не считали монстрами и тем более не сжигали на костре за нетипичное строение тела. Гермафродитизм не был преступлением. Мишель Фуко, писавший обратное, несколько неправильно интерпретировал исторические сведения, и современные исследования давно развенчали миф о преследуемых инквизицией гермафродитах. Они, действительно, иногда попадали под суд, но не за то, какими родились, а за преступления против Церкви - как и другие испанцы.

Медики "нашей" эпохи различали четыре вида гермафродитов:

- мужской: те, у кого преобладает мужское строение тела и мужское поведение;

- женский: те, у кого преобладает женское строение тела (они же трибады, их обвиняли в любви к женщинам);

- несовершенный: люди с одинаково хорошо сформированными органами обоих полов, однако бессильные и бесплодные;

- совершенный: люди с одинаково хорошо сформированными органами обоих полов, могущие и зачать ребенка женщине и понести от мужчины, и оплодотворить сами себя.

Современная медицина отрицает существование совершенного гермафродитизма у млекопитающих, да и сами врачи "нашей" эпохи в нем сомневались. Постепенно получало распространение мнение, что все гермафродиты - это женщины с нарушенным строением гениталий.

Третьего пола в Новое время официально не существовало, поэтому необходимо было выбрать, кем считать гермафродита: мужчиной или женщиной. Если с первыми двумя видами сложности, теоретически, не возникало, то в случае, когда определить доминирующий пол было невозможно, выбор предоставляли самому человеку.

Здесь нужно сделать оговорку: нередко медиков и повитух приводило в затруднение даже то, что clitores у женщины был чуть длиннее дюйма (2,5 см), как было в случае Томаса/Томазин Холл, английского солдата на французской службе в 1620-х. И это уже был повод признать ее гермафродитом (вообще, бытовало мнение, что эта часть тела существует только у трибад, а у обычных женщин ее нет). Кроме того, при определении пола значительное внимание уделялось поведению человека, его характеру и склонностям, а не только строению его тела и физиологии. Так, как уже говорилось выше, появление менструаций вовсе не превращало мужчину в женщину.

В таком сложном случае после врачебного осмотра гермафродита приводили к епископу, где он приносил клятву, что отныне будет носить только мужское или только женское платье и жить по обычаям выбранного пола. Если он нарушал клятву, в Испании его ждала бы смертная казнь. Однако эта угроза исполнялась далеко не всегда.

А теперь самое интересное: платье определяло человека. Женщина с чуть нетипичным строением гениталий и мужскими привычками и склонностями, принеся клятву жить как мужчина, могла венчаться с другой женщиной - и никто не обвинил бы ее в содомском грехе, могла заниматься мужским ремеслом, вступать в гильдии или даже открыть фехтовальный зал и набрать учеников. А вот влюбиться в мужчину более не имела права, ибо сама теперь считалась мужчиной. Хотя и здесь на практике бывали исключения.

Существовал один запрет на профессию для гермафродитов - они не могли стать монахами/монахинями или быть рукоположены в священники. Богословы и законники боялись, что гермафродиты станут искушением для своих собратьев или паствы. Однако и это правило можно было обойти. Оно касалось только гермафродитов, о которых сразу было известно, что они таковы. Если факт гермафродитизма открывался позднее, могло быть три варианта развития событий:

- человека удаляли из монастыря, освобождая от обетов/лишали сана;

- человеку позволяли перейти в другой монастырь, сменив имя - в соответствие с тем, какой пол в нем преобладал;

- все оставляли как есть; для этого требовалось разрешение Папы Римского, и получить его могли обычно только люди с деньгами и связями.

Как следует из инквизиционных протоколов, подобное разрешение было у отца Хуана Диаса Доносо, приходского священника в Сафре (Испания), официально рукоположенного. Отец Хуан попал в поле зрения инквизиции в 1630-х гг., потому что много лет злостно нарушал целибат - с мужчинами. Следователи предполагали, что речь идет о случае содомии, однако отец Хуан на поверку оказался женщиной, никаких мужских органов у него не обнаружилось. Инквизиторов это поставило в тупик: женщина-священник, блудница, однако предъявить ей, в общем-то нечего, никакой содомии нет.

Может возникнуть вопрос: не ошиблись ли медики, осматривавшие отца Хуана? Вероятнее всего, не ошиблись, и он, действительно был женщиной. И в Испании, и в Португалии, и во Франции бывали случаи, когда мужчины-содомиты выдавали себя за гермафродитов, чтобы носить женское платье или чтобы избежать казни. Бывали случаи, когда насильники выдавали свою жертву за гермафродита, чтобы избежать судебного преследования. Но в этих случаях вердикт врачей был однозначным: если нет женских или смешанных половых органов - значит, мужчина.

Интересно, как отец Хуан с его бурной личной жизнью не боялся забеременеть? Потому что и такие случаи бывали. Самые близкие к "нашему" времени - 1598 г. (солдат-венгр), 1601 г. (немец, кузнец и солдат-наемник, понес от сослуживца-испанца, случай произошел в Италии) и конец октября 1605 г. - парижский священник. Кроме того в Оверни ходит легенда о монахе-бенедектинце, имевшем сразу два "естества" и родившем ребенка. На самом деле, этот случай отражен в хрониках конца XV в. В 1620 г. он вновь был упомянут в книге "История Людовика XI". Часть авторов, считала историю про монаха примером самооплодотворения. Современная медицина отвергает такую возможность (не было случаев). Он мог понести только от связи с мужчиной, вероятно, с кем-то из собратьев, а про то, что "зачал без чужого вмешательства", лгал, чтобы спасти любовника. Монах благополучно разродился, и хроники не упоминают никакого особого наказания для него, за исключением строгого содержания в том же монастыре.

Случай с испанцем и немцем-гермафродитом в открытых источниках описан наиболее подробно. Даниэля Бургхаммера крестили и растили как мальчика. В 1594 г. он женился, и у его жены не возникало никаких подозрений относительно мужа, супружеский долг он исполнял исправно, только детей за семь лет брака не случилось. В 1601 г. Даниэль пожаловался на сильные боли и схватки в животе и час спустя разрешился от бремени здоровой девочкой. Послали за армейским капитаном, и Бургхаммер тут же сознался, что знал, что он наполовину мужчина, а наполовину женщина и что у него была связь с одним испанцем. Скандал в полку был знатный, однакого никого не подвергли наказанию. Местные дворяне тут же изъявили желание стать крестными чудо-младенца, родившегося у мужчины. Выкормил ребенка Даниэль сам. В части источников утверждается, что девочку потом у него отобрали, отказав ему в праве ее воспитывать, в других - об этом не говорится. Жена Бургхаммера потребовала аннулирования брака, и ее просьба была удовлетворена. Вся эта история настолько потрясла современников, что ее пересказывали даже в личных письмах.

Самое главное: ничто в этих историях не противоречит современным данным. Спонтанные беременности у генетических женщин (XX кариотип) случаются. Даже при истинном гермафродитизме (наличии как женских, так и мужских половых желез). И роды, как правило,  естественные и неосложненные.

Источники будут добавлены чуть позже

Отредактировано Перо (2023-06-29 21:28:07)

+1

10

О перепелках, молочной сыворотке и прочем

В качестве эпиграфа:

И поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли. И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; [...] Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою. И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава, ибо там похоронили прихотливый народ.

(Библия, книга Чисел 11:31-34)

Перепелки, буквально падающее с неба - привычная картина для жителей Средиземноморья. Во время весенних (апрель-июнь) и осенних (август-сентябрь) миграций эти птицы, пролетев над морем, выбиваются из сил и опускаются на землю. В это время их очень легко поймать, и для бедняков, обычно не видевших мяса, это был праздник. Попадали эти перепела и на стол к дворянам. Но вот есть их было опасно.

До сих пор точно неизвестно почему, но мясо перепелок в период миграций становится ядовитым. С Античности считается, что всему виной их рацион в это время, в том числе, семена болиголова. Однако эту версию разделяют не все исследователи. Более того, из четверых обедающих - отравится только один, а остальные трое ничего не почувствуют.

Риск заболеть существенно выше у крепких здоровых молодых мужчин, которые до или после такого обеда занимались физическими упражнениями - фехтовали, ездили верхом, играли в мяч и так далее. Предполагается также, что играет роль наследственная предрасположенность. У жителей Средиземноморья она есть, случаи отравления северян, приехавших на юг, нигде отдельно не описываются.

Картина отравления развивалась через несколько часов после трапезы. В легких случаях все ограничивалось болью и скованностью в мышцах, усталостью, симптомами обезвоживания, очень темной мочой (в работах 17 в. - "цвета [красного] вина"), и обычными симптомами пищевого отравления (коликами и тошнотой). Для юга Франции характерны еще аллергические реакции (крапивница). Все эти симптомы проходили через два-три дня, особенно если человек пил достаточное количество воды и отдыхал.

В более тяжелых случаях картина была страшнее: добавлялись острые боли вдоль позвоночника, боли, слабость в руках и ногах - и в итоге их паралич, нарушение функции почек или ее полное прекращение, жар, спутанность сознания, нарушение речи, дыхания, судороги. Без лечения пациент мог погибнуть, однако, к счастью, процент летальных исходов при отравлении мясом перепелок, невелик. Необратимых последствий для здоровья оно тоже не несет.

О том, что весной и осенью (во Франции и Испании - только весной) перепелки ядовиты, было известно с Античности, средневековые медики тоже регулярно упоминали подобные случаи, однако людей это не пугало, и они продолжали ловить и есть перепелов.

Самое интересное, что человек способен вот так же отравиться собственным мышечным белком, без всяких перепелок. К счастью, чтобы заработать такое отравление, здоровому человеку надо очень сильно постараться. С 1542 г. во Франции подобная патология была известна как [травматический] нефрит (воспаление почек). Непосредственная травма спины при этом вовсе не обязательна, достаточно чрезмерного растяжения и повреждения мышц, например, рук или ног. В XVI в.  такое же заболевание отмечали и у лошадей (и были абсолютно правы).

Итак, кто рисковал: солдаты, получившие контузию или сорвавшиеся с высоты, рабочие рудников, которых завалило в шахте, обгоревшие на пожаре, рабы, которых бьют смертным боем, люди, пережившие пытки (особенно опасна дыба) или публичные экзекуции. Риск сильно возрастает, если человек потом напился на радостях, что остался жив. Как и в случае с отравлением мясом перепелок, более предрасположены молодые, сильные мужчины.

Пострадавшие сперва казались слишком бодрыми и деятельными для травмированных людей, но на третий день от получения травмы им становилось хуже - развивались все те же симптомы, что при отравлении мясом перепелок. В тяжелых случаях на шестой день наступал кризис: больной либо умирал от остановки сердца/инсульта, либо симптомы постепенно стихали, и пациент приходил в себя. Полное излечение занимало несколько месяцев, однако необратимых последствий для здоровья тоже, как правило, не было.

Как все это пытались лечить? Что интересно, при нефрите на самом деле назначали действенное лечение (доступное в 16-17 вв.), а не бесполезные или опасные "лекарства" вроде ртути.

Итальянский медицинский трактат 1611 г. рекомендовал действовать быстро и дать пациенту выпить до трех фунтов молочной сыворотки и сразу после сделать кровопускание. Был ли в этом смысл? Да. Свежая молочная сыворотка - щелочной продукт, сегодня таким пациентам тоже назначают щелочи, это способ сохранить функцию почек. Испанский врач, Франсиско Диас, в XVI в. отпаивал таких пациентов молоком, но сыворотка легче усваивается. А кровопускание - доступный в "наше" время способ не дать крови загустеть - предотвратить образование тромбов, сбить жар, хоть как-то очистить организм от ядов.

Три фунта сыворотки - это почти полтора литра, разом. Много. Но и сегодня назначают такое же "агрессивное" лечение обезвоживания. Но капельниц в 17 в. не было, и пациенту приходилось все это пить. Выпаивали также отваром кардамона, корней фенхеля, адониса, сыти, имбиря, петрушки и других растений, а также просто водой. Кормили вареными овощами и свежими салатами (кстати, снова упоминаются огурцы - в начале 17 века). В более поздних сочинениях упоминается строгий запрет на мясо, сыры и алкоголь.

В общем, главное было успеть начать лечение до того, как пациент впадет в полубессознательное состояние.

И забавное: те же итальянцы считали, что для развития нефрита не нужна контузия - иногда достаточно просто быстрой и продолжительной верховой езды, ходьбы, сильного массажа, или, например, слишком активных занятий любовью. И речь не об обострении "каменной болезни" - камни они рассматривали отдельно. Возможно, преувеличения здесь не было: есть люди, генетически склонные к "травматическому нефриту" на фоне обычной физической нагрузки или даже просто сильных эмоций. Такие, действительно, могут выдать даже паралич и горячку с бредом, понервничав или слишком порадовавшись.

Основные источники:

Natale Gaspare De Santo, Disease of the kidney and of the urinary tract in De Medicina Methodica (Padua, 1611) of Prospero Alpini (1563-1616)
E. F. Jelliffe, Adverse Effects of Foods (2012)

Отредактировано Луис де Толедо (2023-11-12 12:03:17)

+2

11

О близорукости и очках в XV-XVII вв.

Несколько кратких тезисов:

- в "наше" время в любой европейской стране очки - это достаточно дорогая покупка. Позволить их себе мог высший и средний класс. Бывало, люди ходили в очках с потрескавшимися линзами, не имея средств купить новые. В Новом Свете очки еще более недоступны, потому что их приходится заказывать из Европы;

- однако европейские крестьяне, слуги и небогатые ремесленники, вероятно, намного реже страдали близорукостью и в юном возрасте в очках не нуждались. На развитие близорукости влияют два фактора: первый и основной - это наследственность (этнический фактор), а второй - недостаток солнечного света. Для европейцев (за исключением британцев) близорукость фактически нехарактерна, это редкость. Люди без генетической предрасположенности могут читать при свечах, рукодельничать, напрягать глаза, как угодно - и зрение у них не испортится. Что касается второго фактора, то длительное пребывание на свежем воздухе в солнечные дни - это способ спасти глаза для людей, у которых есть наследственный риск. Если ребенок больше времени проводит на улице, гоняя мяч с друзьями, а не в плохо освещенной комнате за книгами, то гораздо выше вероятность, что юность он встретит без очков;

- для кого же близорукость была (и остается) характерной? Это азиаты - дальневосточные и ближневосточные и их потомки в Европе. Когда испанские и португальские миссионеры в "наше" время завезли в Азию очки (с лентами для крепления) это произвело там самый настоящий фурор. Евреи, арабы, мавры, а также конверсос тоже склонны к ранней и сильной (у мужчин) миопии;

- во Франции "нашего" времени очки не стали модным аксессуаром, и демонстрировать плохое зрение на публику непринято; человек в очках на улице - это очень непривычная картина для француза

- в Германии в народном сознании очки ассоциировались с дьяволом и его приспешниками, а медики предписывали своим пациентам избегать очков и советовали вместо них амулеты от плохого зрения и мирру, которая якобы защищала глаза;

- а вот в Италии (середина XV в., Венеция, Флоренция, Милан) и в Испании (конец XVI - XVII вв.) ношение очков в обществе стало модой, показателем социального статуса и способом самовыражения. Предположу, что дело тут как раз в распространенности миопии. Для населения некоторых итальянских территорий характерен относительно высокий процент ближневосточных корней, по сравнению с остальной Европой (это еще финикийское наследие). А в Испании среди дворянства растворились евреи и мавры. Плюс близкородственные браки - и как результат, достаточное количество детей нуждалось в очках.

Теперь к истории.

До начала XVII в. основным центром изготовления оптики была Италия (Венеция, к середине XV в. - Флоренция). Изготовление линз первоначально было трудоемким, их подбор (до 1620-х гг.) еще более трудоемким, перевозка требовала осторожности - иногда очки приходили заказчику разбитыми. Все это делало цену очков заоблачной, а сами очки - предметом роскоши. Поэтому к 1460-м гг. среди итальянской знати появляется мода на очки. Очки дарились в качестве подарка, заказывались с линзами без диоптрий и носились теми, у кого было нормальное зрение. В этот же период фиксируются первые свидетельства об очках с вогнутыми линзами - для дали, которые носит молодежь. И соответственно - свидетельство о том, что итальянцы знали о такой проблеме, как близорукость. Очки с выпуклыми линзами для чтения, которые люди начинали носить с возрастом, умели делать еще в XIII в. Близорукие же люди получили возможность видеть четко только со второй половины XV в. В Италии можно было сделать комплимент человеку, сказав, что он в его годы все еще носит очки для дали, потому что они ассоциировались с юным возрастом. Очки для юношества были всего двух типов - "сильные" и "средние" (что конкретно подразумевалось под этими терминами - вопрос), а вот у тех, кто носил очки для чтения, был гораздо больший выбор линз.

Сошла ли эта мода на нет со временем - неизвестно. В начале XVI в. в Италии появляются свидетельства об использовании кожаных ремешков для крепления очков за ушами, а также о ношении очков для дали во время охоты. Из известных личностей очки для дали носил Папа Лев X.

В Испании свидетельства о ношении очков на улице датируются правлением Филиппа II, это делал сам король. Поскольку он носил их в городе - явно, это были очки не для чтения, а либо очки для дали, либо очки без диоптрий которые иногда надевали во время путешествий для защиты глаз от песка. Вот честно, не знаю, как плотно надо было привязывать такие очки, потому что под современные, с дужкам, песок и соринки спокойно залетают. Испанские мастера заменили кожаные ремешки для крепления очков шелковыми лентами, которые были удобнее. С конца XVI в. в Испанию приходит мода на очки, их оправу украшают драгоценными камнями, для них делают изящные футляры и подбирают красивые ленты. Очки носят как дамы, так и кавалеры - в гостях, в театре, на корриде. В них ездят верхом. Однако нет свидетельств о ношении очков без диоптрий, за исключением тех самых очков для путешествий.

Из известных испанцев очки носили Сервантес (и они у него были потрескавшиеся), Лопе де Вега (как минимум - читал в них) и, конечно, Кеведо. Как часто очками пользовались Сервантес и Лопе - неизвестно, а вот у Кеведо, по словам испанских исследователей, была высокая степень миопии, заработанная еще в ранние школьные годы, и обходиться без очков он не мог. Сам Кеведо называл себя "четырехглазым поэтом", а Лопе писал, что тот у кого четыре глаза, плачет в два раза больше. Сервантес упоминал в "Цыганочке" очки для дали и вложил реплику о них в уста юной девушки. Неизвестно, какая именно патология зрения была у Сервантеса и Лопе де Вега, и в каком возрасте они надели очки, но вся эта троица пошла в школу в 5-6 лет, а Лопе начал читать еще до пяти лет. Детство, проведенное за партой и за книгами. 

1623 г. - дата рождения современной оптометрии и офтальмологии. В этом году Бенито Даса де Вальдес (1591, Кордова - ок. 1634/36, Севилья) издал первый трактат по оптометрии. Вальдес не был врачом по специальности, он обучался юриспруденции и всю жизнь работал нотариусом Святого трибунала, опыты с линзами и изучение глазных болезней были его хобби. Вальдес создал градацию линз по диоптриям, близкую к современной, что существенно упростило их подбор. Кроме того, он впервые описал такое заболевание, как амблиопия ("ленивый глаз"), при котором ребенок постепенно теряет бинокулярное зрение и начинает видеть фактически одним глазом. В этом случае Вальдес рекомендовал надевать очки на ребенка как можно раньше. Описывая линзы, он подчеркивал, что вогнутые используются при близорукости, свойственной маленьким детям. Вальдес заметил, что ношение очков останавливает падение зрения. Это было новым словом в медицине, потому что еще в 1553 г. Кристобаль Мендес из Севильи, автор трактата по гимнастике, писал, что глаза нуждаются в постоянной тренировке и советовал намеренно напрягать их, например, читая мелкий текст, а очки не одобрял. Из других нововведений Вальдеса - совет носить очки с зелеными или синими линзами на солнце даже людям с нормальным зрением (такие линзы изготавливались из полудрагоценных камней) и запрет проводить операцию по удалению катаракты сразу на обоих глазах (сначала надо было прооперировать один глаз и дать ему восстановиться и только потом заниматься вторым). Стоит отметить, что Кордова и Севилья, где жил Вальдес, - это города с самым высоким процентом новых христиан.

Также Вальдес разработал первый способ проверки зрения: он просил пациента считать горчичные зерна в рядах, расположенных на разном расстоянии и читать мелкий текст, потом измерялось расстояние до последнего ряда, который пациент видел четко и высчитывалось необходимое количество диоптрий.

В испанской и португальской литературе очки были амбивалентным символом: с одной стороны они связывались с возрастом, знаниями и мудростью, способностью видеть скрытое, познавать Бога, с другой - с мирской суетой и духовной слепотой. Есть анекдот, согласно которому в испанских монастырях молодым монахам запрещалось носить очки (как предмет роскоши), и молодежь пыталась как-то угодить отцу-настоятелю, чтобы получить право на очки. У Сервантеса очки носят, с одной стороны, дуэньи и сводницы (пожилые и отрицательные героини), а с другой - студенты (положительный образ).

Мои предположения, не подтвержденные источниками: скорее всего, низкую степень миопии в XVI-XVII вв. не замечали. Привычка регулярно проверять зрение у детей на всякий случай явно еще не сформировалась. Если зрение у ребенка снижается с младенчества и при этом снижается не резко и не быстро, то он просто не осознает, что видит хуже сверстников. Глаза адаптируются путем перенапряжения мышц: человек видит мир, как через грязное стекло, иногда не узнает знакомых на улице, плохо различает текст на вывесках, несколько неловок, читает и пишет носом и явно страдает мигренями. Но в общем и целом - неплохо справляется. На вопрос "Ты, что, с такого расстояния не видишь?", он ответит: "А ты разве видишь? Люди, вообще, видят с такого расстояния? Это же слишком далеко".

Вероятно, за очками родители обращались, когда ребенок видел уже только пятна вместо лиц, затруднялся прочесть текст в книге и рисковал попасть под лошадь на улице. Наверное, такая степень миопии (средняя и высокая) ставила крест на военной карьере. Опасность потерять очки в бою была слишком велика.

Итак выводы: французы не носят очки на улице (пожилые люди обычно хорошо видят вдаль, а близорукой молодежи во Франции мало и она стесняется). В Испании, напротив, богатый дворянин или купец в очках - обычная картина, новенькими лентами для очков хвастаются перед знакомыми, футляр для очков - хороший подарок. Солдаты и дуэлянты - в своем большинстве с нормальным или условно нормальным зрением. А вот стереотип школяра - очкарик.

Некоторые источники:

Asorey-García A.,Santos-Bueso E., García-Sánchez J. Benito Daza de Valdés. Un pionero de la óptica espanol en el siglo XVI. Archivos de la Sociedad Espanola de Oftalmología 2014;89(5):37-38.

Gonzales-Cano A. Un poema del Siglo de Oro espanol sobre los anteojos. Opt. Pur. y Apl. Vol. 37, 2004: 33-43.

Eyeglasses and Concave Lenses in Fifteenth-Century Florence and Milan: New Documents: https://www.jstor.org/stable/2860275

Florence's Leadership in the Development of Eyeglasses in the Fifteenth Century: https://www.jstor.org/stable/43132628

Benito Daca de Valdes The Use of Eyeglasses: https://books.google.ru/books?id=0KJ8Dw … mp;f=false

Отредактировано Луис де Толедо (2024-07-08 16:53:16)

+1

12

К посту выше - Очки в живописи нашего времени и фото старинных очков

Дон Луис де Веласко и Кастилия-младший, маркиз де Салинас (1534-1617). Имел еврейские корни.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9b/LuisdeVelascoII.jpg/512px-LuisdeVelascoII.jpg?20190106144739

Портрет в лучшем разрешении.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a2/9_Luis_Velasco_Castilla_%28Palacio_Ayuntamiento_M%C3%A9xico%29.jpg/512px-9_Luis_Velasco_Castilla_%28Palacio_Ayuntamiento_M%C3%A9xico%29.jpg?20190625172734

Портрет в лучшем разрешении. Здесь дону Луису не менее 50 лет, но, судя по тому, что эти портреты не изображают сцены чтения или письма (традиционный контекст, в котором появляются очки в живописи Раннего Нового времени), он мог носить очки для дали. Еще один факт в пользу этой версии - то, что они привязаны шнурками. Риск потерять очки для чтения был существенно меньше, потому что их, как правило, надевали в помещении и только для чтения, письма, мелкой работы. В них не ходили. На картинах их обычно просто придерживают рукой или сажают на нос. Как, например, на картинах здесь.

Портрет венецианца (ок. 1620-29)

https://d3d00swyhr67nd.cloudfront.net/w300/collection/WMRII/CO/WMRII_CO_LDBOA1999_166-001.jpg

Портрет в лучшем разрешении. Снова очки вне контекста чтения или письма. Оправа плотно прилегает к носу, очки держатся почти как прищепка и благодаря этому не падают.

И, конечно, Кеведо

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5e/Quevedo_%28copia_de_Vel%C3%A1zquez%29.jpg/512px-Quevedo_%28copia_de_Vel%C3%A1zquez%29.jpg?20130813234300

Портрет в лучшем разрешении. Очки того же типа, что и на портрете выше.

И внезапно - Хусепе де Рибера, "Портрет кавалера ордена Сантьяго". Изображенный напоминает военного, но при этом носит очки.

https://forumupload.ru/uploads/0016/eb/73/106/t279727.jpg

И еще военный в очках и даже, кажется, слепой на один глаз - Иньиго де Аяла, полевой маршал. Когда была сделана эта гравюра - неизвестно. Книга, где она опубликована, была издана через 23 года, после того, как Аяла пропал без вести.

https://forumupload.ru/uploads/0016/eb/73/106/t299715.jpg

Портрет кардинала Фернандо Ниньо де Гевара (1600 г.)

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5c/Cardinal_Fernando_Ni%C3%B1o_de_Guevara_%281541%E2%80%931609%29_MET_DT854.jpg/512px-Cardinal_Fernando_Ni%C3%B1o_de_Guevara_%281541%E2%80%931609%29_MET_DT854.jpg?20170402155510

Портрет в лучшем разрешении. Снова есть ленточки/шнурки для крепления. На этом портрете более или менее присутствует контекст чтения (бумага у ног кардинала), и сам герой - в возрасте, поэтому, вопрос, какие на нем очки.

Диего Каррильо де Мендоса и Пиментель, маркиз Хельвес (1560-1631), имел еврейские корни.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4a/DiegoCarrillodeMendoza.jpg/512px-DiegoCarrillodeMendoza.jpg?20190106160414

Портрет в лучшем разрешении.

Интересно, что портреты молодых женщин в очках отсутствуют. В очках может быть старуха, или юная дама может держать чужие очки в руках. И в том, и в другом случае - это будет, скорее всего, аллегория, иногда - жанровая сценка. Как, например, здесь или здесь. При этом личные письма и финансовые документы, в которых говорится о ношении женщинами очков как для дали, так и для чтения, существуют. У меня есть предположение, с чем связано отсутствие изображений.

Женщины, в отличие от мужчин, в своем большинстве не склонны к развитию миопии высокой степени - когда окружающий мир совсем расплывается, и без очков человеку сложно передвигаться. Исключения, конечно, есть, но это именно исключения. Как правило, миопия у женщин бывает низкой или средней степени, что позволяет им более или менее ориентироваться в пространстве без очков. Такая женщина может не различать тексты, лица на некотором расстоянии, но будет видеть фигуры людей и предметы мебели.

Очковые линзы (а особенно линзы "нашего" времени) визуально меняют пропорции лица и размер глаз, как это можно заметить на втором портрете в подборке. Причем меняют как для сторонних наблюдателей, так и для самой обладательницы очков. Какими бы модными и дорогими они ни были, какой бы красивый футляр и ленточки к ним ни прилагались, образ в очках существенно отличается от образа без очков. Особенно, если их хозяйка может рассмотреть себя в зеркале и без них. В очках, субъективно, лицо выглядит худощавее, а глаза меньше. Ни то, ни другое в "наше" время не ценилось. Скорее всего, поэтому женщины предпочитали, чтобы их писали без очков. А мужчины на портретах выше, возможно, не могли даже разглядеть художника, если бы сняли очки. А позировать, почти ничего не видя, скучно и некомфортно.

А здесь - фото из музея очков, где есть экспонаты "нашего" времени. Пишут, что очки в кожаной оправе были самыми дешевыми, потому что когда она приходила в негодность, ее легко было заменить на новую.

Вот еще совершенно неожиданный вариант кожаной оправы, такие очки напоминают очки авиаторов. Пишут, что похожий вариант использовался для путешествий.

Вот еще очки со шнурками

https://i.pinimg.com/564x/80/00/aa/8000aa63de35fba9c3564a8dfc9a3100.jpg

И, наконец, французский торговец очками конца XVII в. Это, вполне вероятно, аллегория, однако уличная торговля очками действительно фиксируется.

В 1691 г. Мадам д'Онуа в своих "Воспоминаниях об испанском дворе" отмечает необычную моду на очки в Эпоху Карла II, и пишет, что кавалеры и дамы носили очки без диоптрий - просто, чтобы подчеркнуть статус. Значит, к концу века мода на очки в Испании не угасла, а во Франции - так и не прижилась. Что касается очков Филиппа II, то он надел их в 50 лет, и работал в них, во время поездок в карете. Значит, они были, все-таки, для чтения.

Еще небольшое дополнение про очки и армию: близорукие люди, занимающиеся историческим фехтованием, бывает, фехтуют без контактных линз (и без очков), говоря, что для боя им достаточно видеть фигуры и движения, а это во время поединка якобы нормально видно. Естественно, близорукий человек слабее своего противника с хорошим зрением, но шансы победить у него есть. Ситуация боя для такого человека оказывается даже легче, чем повседневные ситуации общения и ориентации в окружающей обстановке без очков.

Так что, отказывать близоруким людям "нашего" времени в военной карьере, возможно, не стоит.

Среди исторических личностей, связаных с Францией, близорукость была у кардинала де Реца, а также она передавалась в семье Медичи (предподагается, что Екатерина Медичи была близорука), однако о Марии Медичи и ее потомках таких свидетельств не обнаруживается.

Отредактировано Луис де Толедо (2024-07-11 21:47:01)

0


Вы здесь » Французский роман плаща и шпаги » От переводчика » О лечении и лекарствах